Представление об «актуальности» как процессе, который надо понимать иначе, чем последовательность явлений, обозначаемых словом «реальность», само по себе означало очень многое. Эриксон разделил оба понятия следующим образом: «Реальность — это мир опыта и явлений, воспринимаемых с минимумом искажения и максимумом доказательств, соответствующих данному состоянию культуры и техники; и наоборот, актуальность — это мир партиципации, разделенный с другими людьми, с минимумом защитных маневров и максимумом взаимной активации» (там же, 150). Следовательно, актуальность Я представляет собой преимущественно предсознательное и бессознательное состояние возникающего напряжения, когда внутренние и внешние условия, которые взаимно активизируются, совпадают. Актуальность жизни определенного человека может быть разной в зависимости от обстоятельств его личной жизни, а также исторических и политических процессов, которые он переживает на определенной стадии своего развития. Акцент при этом целиком делается на действии, активизации и активности. Эриксон предлагает применять понятие «пассивность» к тем состояниям, которые содержат элемент адаптации. В отличие от состояния здоровья, когда индивид целиком направлен на то, чтобы привести в движение собственную жизнь, свое окружение, состоящее из людей и предметов, инактивация Я означает в таком случае патологическое состояние.

В связи с тем, что людям необходимо активизировать свои мотивы в рамках социальных структур или подструктур, возникает важный вопрос о природе действия и «отыгрывания». Несомненно, что игровое поведение детей представляет собой специфическую для возраста деятельность. Вместе с тем теоретики зачастую забывают уделять такое же внимание «продвинутым» формам деятельности подростков, молодых взрослых и обращающихся за врачебной помощью родителей. Действия, в которых проявляется сопротивление реальности, вполне могут быть наметками процесса, дающего пациенту чувство того, что он стал более сильным в своей актуальности. Но, разумеется, актуальность индивида не может существовать в изоляции. Она имеет свое «местоположение» также во внешнем мире. Сходные качества, то есть сходство внутреннего переживания в силу существующих социальных и исторических условий, создают для индивида и группы климат, позволяющий им объединиться в общем стремлении. Без чувства сопричастности к исторической актуальности индивид может стать больным, даже если он совершенно правильно воспринимает внешнюю реальность.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...