На примере этого самого раннего ритуала Эриксон перечисляет основные элементы ритуализации. «Человеческие ритуалы:

1) впервые появляются в нуминозной взаимосвязи;

2) основываются на взаимных потребностях двух разных организмов;

3) связываются с практической реальностью и символической актуальностью;

4) являются как личными, так и соотносящимися с группой;

5) усиливают как чувство сопричастности, так и чувство "собственного отличия";

6) являются игровыми, но вместе с тем формализованными;

7) становятся знакомыми благодаря повторению, но их требуется узнавать,а потому им присуще чувство неожиданности».

Ритуалы у животных должны служить передаче совершенно определенных сигналов, чтобы исключить недоразумения, которые могут иметь фатальные последствия. «Мы предполагаем, -— пишет Эриксон, — что преодоление ал;бивалентности является для человека важной целью ритуализации, »

В этой же публикации Эриксон говорит также о человеке, как о «псевдовиде». В отличие от социальных животных, таких, как волки, определенные виды птиц, благородный олень и т.д., человек организовался в многочисленные разнообразные группы, которые можно назвать псевдовидами. Каждая из этих групп, будь то нация, клан, племя или раса, ведет себя так, словно принадлежит к особому виду. У каждой из них имеется собственное предание о том, как в доисторические времена она была создана «сверхъестественным провидением». Парадоксально, но факт, что любого младенца можно приспособить ко многим их этих псевдовидов, если его усыновить или удочерить в раннем возрасте и на протяжении всего детства подкреплять его принадлежность к псевдовиду с помощью техник «дифференциации видов», то есть ритуализации.

Человека называют «общим животным», которое должно изобретать особые формы выражения элементов влечений и защит. (Этим он отличается от социальных животных, которые в генетическом отношении уже являются адаптированными при рождении.) Следовательно, ритуализация служит закреплению этих двух элементов у человека. Она препятствует проявлению необузданных влечений и навязчивой сдержанности.

Эриксон еще раз обращается к своему схематическому описанию ритуальных стадий и их элементов, которые в той или иной форме можно обнаружить в ритуалах взрослых людей. Самую раннюю, «нуминозную», мы уже упомянули. В каждой из последующих фаз развития человека активно используются специфические Для данной стадии ритуалы, и они сохраняются как часть структуры всех будущих ритуалов. На второй стадии появляется «различающий» ритуал, за ним следуют драматический, формальный, идеологический ритуалы и, наконец, санкционирование поколением.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...