Ритуализация и церемониалЭнциклопедия глубинной психологии / Последователи Фрейда / Творчество Эрика Х. Эриксона / Ритуализация и церемониалСтраница 2
На примере этого самого раннего ритуала Эриксон перечисляет основные элементы ритуализации. «Человеческие ритуалы:
1) впервые появляются в нуминозной взаимосвязи;
2) основываются на взаимных потребностях двух разных организмов;
3) связываются с практической реальностью и символической актуальностью;
4) являются как личными, так и соотносящимися с группой;
5) усиливают как чувство сопричастности, так и чувство "собственного отличия";
6) являются игровыми, но вместе с тем формализованными;
7) становятся знакомыми благодаря повторению, но их требуется узнавать,а потому им присуще чувство неожиданности».
Ритуалы у животных должны служить передаче совершенно определенных сигналов, чтобы исключить недоразумения, которые могут иметь фатальные последствия. «Мы предполагаем, -— пишет Эриксон, — что преодоление ал;бивалентности является для человека важной целью ритуализации, »
В этой же публикации Эриксон говорит также о человеке, как о «псевдовиде». В отличие от социальных животных, таких, как волки, определенные виды птиц, благородный олень и т.д., человек организовался в многочисленные разнообразные группы, которые можно назвать псевдовидами. Каждая из этих групп, будь то нация, клан, племя или раса, ведет себя так, словно принадлежит к особому виду. У каждой из них имеется собственное предание о том, как в доисторические времена она была создана «сверхъестественным провидением». Парадоксально, но факт, что любого младенца можно приспособить ко многим их этих псевдовидов, если его усыновить или удочерить в раннем возрасте и на протяжении всего детства подкреплять его принадлежность к псевдовиду с помощью техник «дифференциации видов», то есть ритуализации.
Человека называют «общим животным», которое должно изобретать особые формы выражения элементов влечений и защит. (Этим он отличается от социальных животных, которые в генетическом отношении уже являются адаптированными при рождении.) Следовательно, ритуализация служит закреплению этих двух элементов у человека. Она препятствует проявлению необузданных влечений и навязчивой сдержанности.
Эриксон еще раз обращается к своему схематическому описанию ритуальных стадий и их элементов, которые в той или иной форме можно обнаружить в ритуалах взрослых людей. Самую раннюю, «нуминозную», мы уже упомянули. В каждой из последующих фаз развития человека активно используются специфические Для данной стадии ритуалы, и они сохраняются как часть структуры всех будущих ритуалов. На второй стадии появляется «различающий» ритуал, за ним следуют драматический, формальный, идеологический ритуалы и, наконец, санкционирование поколением.
Смотрите также
Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача.
Применение психотера ...
Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается
в данной статье в двух разделах.
Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...
Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным
развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации
трудовой деятельности. Тщательное и ...