Здесь я, пожалуй, должен упомянуть, что никогда не находил доказательств того, что ребенок оказывался, например, разочарован из-за того, что совок не был съедобным или не содержал чего-то съедобного.

СТУПЕНЬ 3: Существует и другая ступень. Теперь ребенок как будто случайно роняет совок на пол. Когда его ему возвращают, он радуется, опять с ним играет и опять делает так, чтобы он упал, но на этот раз уже не случайно. Когда ему снова его возвращают, он намеренно бросает его на пол, при этом радуется тому, как он агрессивно его бросает, и особенно тогда, когда при ударе о пол раздается громкий звук.

Конец этой третьей фазы наступает тогда, когда ребенок либо испытывает желание направиться к совку, лежащему на полу (в этом случае он опять начинает засовывать его в рот и с ним играть), либо когда совок наскучивает ему и он начинает хватать другие находящиеся рядом объекты» (Winnicott 1958, 53—54).

Я хотел бы здесь еще раз вернуться к выделенному Винникоттом «периоду нерешительности» и рассмотреть его более детально. Уже при беглом ознакомлении с материалом, представленным в работе «Терапевтические консультации в детской психиатрии» (1971), становится совершенно очевидным: самое важное в игре в каракули заключается в том, каким образом Винникотт создает пространство, переходное пространство, в котором этот «период нерешительности» не только может быть пережит в полной мере, но и выражается в творческом акте, в рисовании каракулей как таковом. Это является важным понятием и для психоаналитической теории в целом, и для нашей клинической работы со взрослыми в частности. Концепция «периода нерешительности» расширяет классическую концепцию сопротивления, которая известна нам благодаря трудам Фрейда. В аналитических работах часто встречаются интерпретации сопротивления у пациентов, которые на самом деле находятся в «периоде нерешительности»; другими словами, пациент ощупью пытается найти «своего рода интимное доверие» в аналитической ситуации, в которой он постепенно становится способным выражать себя вербально или жестами. Концепция «периода нерешительности» представляет собой также связующее звено между работой Винникотта и исследованиями Гартманна (1939) бесконфликтной сферы Я (см. также статью Г. Ф. Вальдхорна в этом томе).

Эту тему Винникотт развивает в своей статье «Примитивное эмоциональное развитие» (1945). Обсуждая то, как мать вначале воспринимает младенца, он пишет: «В отношениях между младенцем и грудью матери (я не утверждаю, что грудь важна в качестве посредника материнской любви) младенец имеет инстинктивные потребности и грабительские представления (ideas). У матери есть грудь, она обладает способностью продуцировать молоко, а также представлением, что должна позволить голодному младенцу себя атаковать. Два этих феномена не становятся взаимосвязанными, пока мать и ребенок не живут и не переживают вместе. Мать благодаря своей зрелости и физическим способностям должна быть человеком, проявляющим терпимость и понимание, а потому она создает ситуацию, результатом которой при некотором везении является первая связь младенца с внешним объектом, объектом, который с точки зрения ребенка находится вне его самого.

Я представляю себе этот процесс в форме двух линий, которые, имея в начале противоположные направления, постепенно друг с другом сближаются. Когда они пересекаются, возникает момент иллюзии — небольшая часть опыта, которую младенец может воспринимать либо как свою собственную галлюцинацию, либо как предмет, принадлежащий внешней реальности» (Winnicott 1958,152).

То, что Винникотт в своем предисловии к работе «Терапевтические консультации в детской психиатрии» назвал «своего рода интимным доверием», он здесь описывает как отношения, в которых мать и ребенок «вместе живут и переживают». Он также добавил к своему прежнему описанию игры с совком новый элемент, а именно «момент иллюзии». Именно это и явилось исходным пунктом для следующего шага, сделанного им при разработке понятий «переходный объект» и «переходный феномен».

Понятие переходного объекта хорошо известно. Винникотт подробно описал его в своей книге «Игра и реальность» (1971b). Здесь я хотел бы привести резюме Винникотта особенностей отношения младенца к переходному объекту.

«1. Ребенок предъявляет по отношению к объекту права, с которыми мы как взрослые соглашаемся. Тем не менее определенный отказ от собственного всемогущества с самого начала является характеристикой этих отношений.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...