Райх родился 24 марта 1897 года в Добржинице в Галиции и провел детство на ферме своего отца. Нельзя сказать, что его родители строго придерживались иудейской традиции, — скорее, они ориентировались на немецкую культуру, господствовавшую в высших слоях австро-венгерского общества. Ильза Оллендорф (Ollendorf 1969), третья жена Райха, изображает его в детстве как обособленного, но тесно контактировавшего с природой ребенка, который занимался хозяйственными делами на ферме. Его интерес к природе был обусловлен жизнью на открытом воздухе и, кроме того, подкреплялся влиянием частного учителя, нанятого отцом. Когда Райху было 14 лет, его мать покончила с собой, а три года спустя от туберкулеза умер отец. Райх, тогда еще ученик, пытается спасти ферму, но в Первую мировую войну теряет дом и покидает родину, отправившись служить офицером в австрийскую армию. После войны он едет в Вену, какое-то время слушает лекции по юриспруденции, но затем решает заняться изучением медицины.

Райх открыл Фрейда случайно. «Изголодавшись от четырехлетнего безделья во вре-лля Первой мировой войны и наделенный способностью учиться быстро, основательно и систематически, я набрасывался на все, что попадалось мне на пути и казалось достойным внимания . Перед тем как вступить в Венское психоаналитическое объединение, я приобрел такие же многосторонние знания по сексологии и психологии, как в естественных науках и натурфилософии .» (Reich [1942b] 1969, 31).

Как и сегодня — здесь, пожалуй, несмотря на полвека прогресса, мало что изменилось, — молодой медик изучал тогда все, что касалось болезней человека, но практически ничего, что было связано со специфическими природными, психическими, общественными или экономическими условиями жизни и особенно с сексуальностью. Чтобы хоть как-то восполнить этот пробел, в январе 1919 года интересовавшиеся студенты организовали семинар по сексологии, для которого всесторонне начитанный Райх должен был стать «ценным приобретением». В это время он наталкивается на «Три очерка по теории сексуальности» (1905): «Нужно знать атмосферу в сексологии и психиатрии до Фрейда, чтобы понять воодушевление и облегчение, которые я почувствовал, когда прочел его книгу . Сексуальное влечение влачило в науке жалкое существование . Фрейд построил улицу, ведущую к клиническому пониманию сексуальности. Зрелая сексуальность возникает, пройдя несколько этапов развития в детстве. Многое сразу стало понятным. Сексуальность и продолжение рода — это не одно и то же . Сексуальное переживание является гораздо более обширным, чем генитальное . Фрейд раскрыл противоречие в мышлении и привнес логику и порядок» (Reich [1942b] 1969, 38).

Летом 1919 года Райх выступает на студенческом семинаре с докладом, посвященным понятию либидо, который было опубликован позднее (1922). Ему удается показать взаимосвязь между известными теориями сексуальности. До Фрейда авторы обозначали термином «либидо» просто сознательное стремление к сексуальному поведению. Это слово было заимствовано из психологии сознания. Но никто не знал, что означало «либидо». Фрейд считал, что понять влечение невозможно. Все, что мы переживаем, — это всего лишь дериваты влечения: сексуальные представления и аффекты. Райх интерпретировал Фрейда следующим образом: само по себе влечение нами осознаваться не может, ибо оно и есть то, что нами управляет. Мы являемся его объектом, а сексуальное влечение можно познать лишь по аффективному проявлению, точно так же, как электричество можно измерить лишь благодаря его энергетическим проявлением, но при этом сущности электричества, собственно говоря, мы не знаем Если до Фрейда понятие «либидо» означало ощутимое сознательное сексуальное желание, то, по мнению Райха, «либидо» в теории Фрейда не может быть ничем другим, кроме как энергией самого полового влечения (там же, 39). Очарованный последовательным естественнонаучным мышлением Фрейда, Райх считает, что эту энергию все же когда-то удастся измерить. Пятнадцать лет спустя он полагал, что сумел доказать тождество биоэлектрической и сексуальной энергии (Reich 1934а).

Страницы: 1 2

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...