В сентябре 1922 года на Международном психоаналитическом конгрессе в Берлине Фрейд читает доклад под названием «Я и Оно», в котором отчетливо проявилось смещение его интереса от подавленных влечений к защитным механизмам Я. Сами по себе эти защитные силы, хотя и являются компонентами Я, остаются большей частью бессознательными. В том же докладе Фрейд описывал так называемую «негативную терапевтическую реакцию», которой объяснялось то, что состояние многих пациентов в результате анализа не только не улучшалось, но даже ухудшалось, и которую Фрейд затем отождествил со своим гипотетическим «влечением к смерти», постулированным им в 1920 году. В заключительный день конгресса он предлагает конкурсную тему — взаимосвязь между аналитической теорией и терапевтической техникой. Райх не принимает участия в этом конкурсе, но по его предложению организуется Венский семинар по психоаналитической терапии, руководителем которого вначале был Нунберг, а с 1924 по 1930 год — сам Райх.

Прежде с сопротивлениями обходились следующим образом: нравоучениями, требованиями, призывами, добрыми советами пациента воспитывали и приучали к тому, что «необходимо быть лучше». Нунберг тоже придерживался старой терапевтической формулы, считал подъем подавленных импульсов в сознание важнейшей терапевтической задачей, а установление позитивного переноса — лучшим средством склонить пациента к сотрудничеству. Однако он видел также, что сопротивления становились тем сильнее, чем глубже проводился анализ и чем ближе терапевт Подбирался к травматической ситуации.

Первым важным результатом работы на техническом семинаре явилось наблюдение Райха, что большинство анализов многих аналитиков постоянно создавало хаотическую ситуацию, в которой возникала беспорядочная масса воспоминаний, сновидений и ассоциаций без терапевтического успеха. Безэмоциональные высказывания пациентов не вели к катартическим реакциям и энергетическим разрядкам, которые Фрейд считал необходимым условием излечения. По предложению Райха участники семинара в течение года изучали сопротивления своих пациентов, то, как они проявлялись на практике. Такой тщательный анализ процесса терапии представлял собой нечто новое и требовал от участников семинара большой открытости. Райх воодушевлял их своим примером, проводил дискуссии, посвященные терапевтическому методу, и разбирал свои характерные ошибки.

С течением времени на семинаре удалось выяснить типичные формы защиты пациентов: чтобы сопротивляться анализу и по возможности избежать болезненных воспоминаний и чувств, пациенты вели себя либо чересчур дружелюбно, излишне доверчиво и идеализировали своих терапевтов, либо необычайно формально, конвенционально и корректно; другие пациенты при выражении болезненных или неприятных воспоминаний и фантазий оставались неадекватно спокойными или равнодушными. Некоторые пациенты скрывали свои чувства за высокомерным, неискренним смехом; и, наконец, были пациенты, которые защищались от анализа, проявляя псевдоагрессивность по отношению к терапевту.

Благодаря клиническим примерам Райху удалось показать, что все эти формы сопротивления проявлялись при переносе в виде скрытого сомнения, недоверия и враждебности к аналитику. Он сделал вывод, что все интерпретации бессознательного материала оказывались безрезультатными для разрешения инфантильных конфликтов пациента и для терапии, если до этого в достаточной мере не были проанализированы скрытые негативные установки по отношению к терапевту и пока пациент их не осознавал и не выражал непосредственно аналитику в форме злости или страха.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...