До Райха считалось, что лечить больных, страдающих мазохизмом, особенно тяжело. Потребность страдать не поддавалась объяснению, противоречила нормальному стремлению искать удовольствия и избегать боли. Фрейд, который первоначально считал мазохизм проявлением садизма, направленного против собственной персоны, в 1920 году постулировал «влечение к смерти», чтобы объяснить отказ психоаналитической ассоциативной техники при лечении мазохистских больных, и ввел понятие первичного мазохизма. Потребность страдать рассматривалась теперь как первичный инстинкт, а именно как проявление влечения к смерти, тогда как садизм в свою очередь считался направленным вовне первичным мазохизмом. Фрейд признавал, что тем самым он оставил почву естественных наук и что влечение к смерти представляет собой гипотезу, не основанную на клиническом опыте. Однако в дальнейшем он относился к ней как к клиническому факту (Boadella 1973). В практике Райха был случай, когда, следуя ошибочному представлению о том, что мазохист ищет боли и буквально испытывает облегчение от удара, и тщетно в течение многих месяцев пытаясь исцелить мазохистского пациента с помощью обычных аналитических методов, он потерял терпение: «Когда он снова меня попросил его ударить, я спросил, что он скажет, если я уступлю его желанию. Он засиял от счастья. Я взял линейку и два раза ударил его по заду. Он сильно закричал, от удовольствия не осталось и следа .» (Reich [1942b] 1969, 218). Таким образом, боль и неудовольствие не являлись целями влечения мазохиста. И все же откуда взялось это стремление терпеть муки? Райх добился успеха в лечении данного пациента, когда последовательно интерпретируя каждый мазохистский импульс, который пациент проявлял в ситуации переноса, как инвертированный садизм, то есть как подавленное стремление нанести вред. Оказалось, что мазохист, как и любой другой человек, стремится к удовольствию и разрядке, но как никто другой боится оргазма и с ним связанного исчезновения границ Я. Если другие характеры вообще не допускают сексуального возбуждения в области гениталий или «убегают в страх», то есть перерабатывают догенитальное раздражение в невротические симптомы, то мазохистский характер позволяет возбуждению возрасти «до высшей точки», чтобы затем отреагировать сильнейшей тревогой. Тем не менее в этом состоянии крайнего сексуального застоя мазохист — как и любой другой — не желает ничего иного, кроме разрядки своего напряжения, чтобы иметь возможность расслабиться. Поскольку у мазохиста удовольствие связано с особенно сильными чувствами вины, он провоцирует усиление возбуждения посредством реального или воображаемого применения внешней силы, чтобы все же достичь разрядки, не будучи за это ответственным (и не испытывая чувств вины).

В 1932 году в своей работе «Мазохистский характер» Райх дает детальное описание этой структуры и лежащих в ее основе динамических сил, опровергая клиническими фактами постулированное Фрейдом влечение к смерти. Мазохизм является прототипом вторичного влечения. «[Он] не соответствует ни одному биологическому влечению. Он является следствием нарушения удовлетворения и всегда безуспешной попыткой коррекции этого нарушения. Он является результатом, а не причиной невроза. Мазохизм есть выражение сексуального напряжения, которое невозможно излить. Его непосредственным источником является страх удовольствия или страх оргазмической разрядки. Суть его — добиться именно того, чего он больше всего боится: исполненного удовольствием устранения напряжений, которые воспринимаются как растрескивание или разрыв и вызывают страх . Страдание и терпение являются результатами потери органической способности к удовольствию» (Reich [1942b] 1969, 220-221).

Сексуально-экономические выводы, касающиеся энергетической идентичности и функциональной антитезы сексуального удовольствия и страха, прояснение проблемы мазохизма и определение психического здоровья через описание генитального характера образуют основу для последующего углубления психофизиологического понимания состояний возбуждения у человека и их расстройств. Но прежде чем Райх смог спокойно заняться этими вопросами, ему пришлось выдержать сильнейшие конфликты, причиной которых стало его мужественное и настойчивое исследование общественных факторов, ведущих к возникновению страха удовольствия и к подавлению влечений.

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...