До Райха считалось, что лечить больных, страдающих мазохизмом, особенно тяжело. Потребность страдать не поддавалась объяснению, противоречила нормальному стремлению искать удовольствия и избегать боли. Фрейд, который первоначально считал мазохизм проявлением садизма, направленного против собственной персоны, в 1920 году постулировал «влечение к смерти», чтобы объяснить отказ психоаналитической ассоциативной техники при лечении мазохистских больных, и ввел понятие первичного мазохизма. Потребность страдать рассматривалась теперь как первичный инстинкт, а именно как проявление влечения к смерти, тогда как садизм в свою очередь считался направленным вовне первичным мазохизмом. Фрейд признавал, что тем самым он оставил почву естественных наук и что влечение к смерти представляет собой гипотезу, не основанную на клиническом опыте. Однако в дальнейшем он относился к ней как к клиническому факту (Boadella 1973). В практике Райха был случай, когда, следуя ошибочному представлению о том, что мазохист ищет боли и буквально испытывает облегчение от удара, и тщетно в течение многих месяцев пытаясь исцелить мазохистского пациента с помощью обычных аналитических методов, он потерял терпение: «Когда он снова меня попросил его ударить, я спросил, что он скажет, если я уступлю его желанию. Он засиял от счастья. Я взял линейку и два раза ударил его по заду. Он сильно закричал, от удовольствия не осталось и следа .» (Reich [1942b] 1969, 218). Таким образом, боль и неудовольствие не являлись целями влечения мазохиста. И все же откуда взялось это стремление терпеть муки? Райх добился успеха в лечении данного пациента, когда последовательно интерпретируя каждый мазохистский импульс, который пациент проявлял в ситуации переноса, как инвертированный садизм, то есть как подавленное стремление нанести вред. Оказалось, что мазохист, как и любой другой человек, стремится к удовольствию и разрядке, но как никто другой боится оргазма и с ним связанного исчезновения границ Я. Если другие характеры вообще не допускают сексуального возбуждения в области гениталий или «убегают в страх», то есть перерабатывают догенитальное раздражение в невротические симптомы, то мазохистский характер позволяет возбуждению возрасти «до высшей точки», чтобы затем отреагировать сильнейшей тревогой. Тем не менее в этом состоянии крайнего сексуального застоя мазохист — как и любой другой — не желает ничего иного, кроме разрядки своего напряжения, чтобы иметь возможность расслабиться. Поскольку у мазохиста удовольствие связано с особенно сильными чувствами вины, он провоцирует усиление возбуждения посредством реального или воображаемого применения внешней силы, чтобы все же достичь разрядки, не будучи за это ответственным (и не испытывая чувств вины).

В 1932 году в своей работе «Мазохистский характер» Райх дает детальное описание этой структуры и лежащих в ее основе динамических сил, опровергая клиническими фактами постулированное Фрейдом влечение к смерти. Мазохизм является прототипом вторичного влечения. «[Он] не соответствует ни одному биологическому влечению. Он является следствием нарушения удовлетворения и всегда безуспешной попыткой коррекции этого нарушения. Он является результатом, а не причиной невроза. Мазохизм есть выражение сексуального напряжения, которое невозможно излить. Его непосредственным источником является страх удовольствия или страх оргазмической разрядки. Суть его — добиться именно того, чего он больше всего боится: исполненного удовольствием устранения напряжений, которые воспринимаются как растрескивание или разрыв и вызывают страх . Страдание и терпение являются результатами потери органической способности к удовольствию» (Reich [1942b] 1969, 220-221).

Сексуально-экономические выводы, касающиеся энергетической идентичности и функциональной антитезы сексуального удовольствия и страха, прояснение проблемы мазохизма и определение психического здоровья через описание генитального характера образуют основу для последующего углубления психофизиологического понимания состояний возбуждения у человека и их расстройств. Но прежде чем Райх смог спокойно заняться этими вопросами, ему пришлось выдержать сильнейшие конфликты, причиной которых стало его мужественное и настойчивое исследование общественных факторов, ведущих к возникновению страха удовольствия и к подавлению влечений.

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...