После теории либидо и терапевтической техники психоаналитическая критика общества (см. статью Ф. Шледерера в т. II) была третьим направлением в психоанализе, которое Райх стал теоретически развивать и клинически обосновывать в тот момент, когда Фрейд начал сдавать свои позиции. После того как давление на психоанализ в условиях усиливающегося влияния фашизма стало огромным, он не отказался ни от общественно-критических притязаний психоанализа, имплицитно содержавшихся в ранних сочинениях Райха, ни от человека, которого он не раз убеждал в необходимости обратить богатство психоаналитических идей в практику.

Будучи первым ассистентом Венской психоаналитической поликлиники, Райх в течение многих лет имел возможность убедиться, что неврозы были не капризами Неудовлетворенных дам общества — как утверждали противники психоанализа, — а в эндемическом отношении охватывали все слои населения. Два часа ежедневно Клиника была открыта для консультирования и лечения людей, которые не могли платить аналитикам. И каждый день" Райх сталкивался здесь с сексуальными и материальными проблемами рабочих. Вместе с тем он основательно изучал теоретические проблемы в литературе и всегда стремился использовать новые теоретические подходы для совершенствования клинической практики, и наоборот, привлекать клинический опыт для развития теории. Постепенно у него выкристаллизовались три основных круга проблем: во-первых, изменение неврозов посредством реформы детского воспитания, во-вторых, преодоление враждебного отношения общества к чувственному удовольствию посредством сексуальной реформы и, в-третьих, преодоление авторитарного подавления в обществе посредством социальных реформ. Три эти проблемы тесно взаимосвязаны. В возникновении неврозов Райх выделил три важные фазы: в раннем детском возрасте (1 ), в период наибольшей зависимости, закладываются основные структуры характера, способствующие подавлению чувственного удовольствия; в подростковом возрасте (2), когда сексуальные потребности наиболее сильны, а перспективы удовлетворения наименьшие, невроз закрепляется; а в вынужденном браке (3), в котором сексуальные и экономические потребности находятся в конфликте, цементируется. Райх видел, что сексуальное подавление, разоблаченное благодаря открытиям психоанализа, сопровождается экономическим подавлением, о котором говорили социологи-марксисты. Сексуальное и экономическое подавление слиты воедино в патриархальной семье, как это было описано Энгельсом: современная индивидуальная семья основывалась на экономическом порабощении женщины. Современное общество являлось массой, состоявшей из таких индивидуальных семей. Уже благодаря своему положению кормильца мужчина занимал доминирующую позицию. В семье он представлял буржуазию, а его жена пролетариат (Engels 1948).

Райх изучает социологию не за письменным столом, а в клинической практике и на улицах. В июле 1927 года он впервые становится непосредственным свидетелем политического насилия, когда организованный протест против оправдательного приговора группе милитаристов, бесцельно стрелявших в скопление людей и убивших двух человек, превратился в мятеж и бойню, в результате чего больше сотни убитых и тысячи раненых остались лежать на улице. На следующий день Райх решает солидаризоваться с силами, которые наиболее активно выступали против правительства, стрелявшего в народ, и открыто выражали свое неодобрение его действиями. Райх становится членом организации «Рабочая помощь», подразделения Австрийской коммунистической партии.

Райх надеялся найти общую основу психоанализа и марксизма (см. статью Э. Федерна в т. II), но лишь спустя пять лет понял, что сидел между двумя стульями. В практике не было ничего, что могло бы его остановить. Как аналитик он занимался лечением, развивал свои сексуально-экономические идеи и разрабатывал и совершенствовал аналитическую технику. Как коммунист он принимал участие в демонстрациях, маршах протеста и массовых митингах и выступал перед студентами и рабочими, рассказывая о сексуальных нуждах масс и критикуя буржуазную мораль. В обоих движениях имелись теоретики и функционеры, которые не хотели и слышать о синтезе психоанализа и марксизма и в конце концов, несмотря на все усилия Райха продемонстрировать очевидное сходство двух направлений, содействовали его исключению из коммунистической партии, а также из Немецкого и Международного психоаналитического объединения. В 1928 году на большом студенческом собрании он впервые рассказывал о связи психоанализа с марксистской социологией. Присутствовавший на собрании профессор психологии из России назвал всю психоаналитическую теорию происхождения неврозов сказкой и немарксистской. Это характерное для марксистов отвержение результатов клинических исследований в психоанализе, а также нежелание большинства аналитиков делать социологические выводы из собственных исследований побудили Райха в своем сочинении «Диалектический материализм и психоанализ» (Reich 1929b) обсудить материальные основы психоаналитических данных, диалектические законы, которым подчиняется эмоциональная жизнь, а также значение психоанализа для социологии. В конечном счете Райх пытался доказать, что марксизм и психоанализ вместе служат прогрессу человеческого сознания: марксизм благодаря изучению законов экономического и политического подавления, а психоанализ благодаря раскрытию социального подавления сексуальности.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...