После теории либидо и терапевтической техники психоаналитическая критика общества (см. статью Ф. Шледерера в т. II) была третьим направлением в психоанализе, которое Райх стал теоретически развивать и клинически обосновывать в тот момент, когда Фрейд начал сдавать свои позиции. После того как давление на психоанализ в условиях усиливающегося влияния фашизма стало огромным, он не отказался ни от общественно-критических притязаний психоанализа, имплицитно содержавшихся в ранних сочинениях Райха, ни от человека, которого он не раз убеждал в необходимости обратить богатство психоаналитических идей в практику.

Будучи первым ассистентом Венской психоаналитической поликлиники, Райх в течение многих лет имел возможность убедиться, что неврозы были не капризами Неудовлетворенных дам общества — как утверждали противники психоанализа, — а в эндемическом отношении охватывали все слои населения. Два часа ежедневно Клиника была открыта для консультирования и лечения людей, которые не могли платить аналитикам. И каждый день" Райх сталкивался здесь с сексуальными и материальными проблемами рабочих. Вместе с тем он основательно изучал теоретические проблемы в литературе и всегда стремился использовать новые теоретические подходы для совершенствования клинической практики, и наоборот, привлекать клинический опыт для развития теории. Постепенно у него выкристаллизовались три основных круга проблем: во-первых, изменение неврозов посредством реформы детского воспитания, во-вторых, преодоление враждебного отношения общества к чувственному удовольствию посредством сексуальной реформы и, в-третьих, преодоление авторитарного подавления в обществе посредством социальных реформ. Три эти проблемы тесно взаимосвязаны. В возникновении неврозов Райх выделил три важные фазы: в раннем детском возрасте (1 ), в период наибольшей зависимости, закладываются основные структуры характера, способствующие подавлению чувственного удовольствия; в подростковом возрасте (2), когда сексуальные потребности наиболее сильны, а перспективы удовлетворения наименьшие, невроз закрепляется; а в вынужденном браке (3), в котором сексуальные и экономические потребности находятся в конфликте, цементируется. Райх видел, что сексуальное подавление, разоблаченное благодаря открытиям психоанализа, сопровождается экономическим подавлением, о котором говорили социологи-марксисты. Сексуальное и экономическое подавление слиты воедино в патриархальной семье, как это было описано Энгельсом: современная индивидуальная семья основывалась на экономическом порабощении женщины. Современное общество являлось массой, состоявшей из таких индивидуальных семей. Уже благодаря своему положению кормильца мужчина занимал доминирующую позицию. В семье он представлял буржуазию, а его жена пролетариат (Engels 1948).

Райх изучает социологию не за письменным столом, а в клинической практике и на улицах. В июле 1927 года он впервые становится непосредственным свидетелем политического насилия, когда организованный протест против оправдательного приговора группе милитаристов, бесцельно стрелявших в скопление людей и убивших двух человек, превратился в мятеж и бойню, в результате чего больше сотни убитых и тысячи раненых остались лежать на улице. На следующий день Райх решает солидаризоваться с силами, которые наиболее активно выступали против правительства, стрелявшего в народ, и открыто выражали свое неодобрение его действиями. Райх становится членом организации «Рабочая помощь», подразделения Австрийской коммунистической партии.

Райх надеялся найти общую основу психоанализа и марксизма (см. статью Э. Федерна в т. II), но лишь спустя пять лет понял, что сидел между двумя стульями. В практике не было ничего, что могло бы его остановить. Как аналитик он занимался лечением, развивал свои сексуально-экономические идеи и разрабатывал и совершенствовал аналитическую технику. Как коммунист он принимал участие в демонстрациях, маршах протеста и массовых митингах и выступал перед студентами и рабочими, рассказывая о сексуальных нуждах масс и критикуя буржуазную мораль. В обоих движениях имелись теоретики и функционеры, которые не хотели и слышать о синтезе психоанализа и марксизма и в конце концов, несмотря на все усилия Райха продемонстрировать очевидное сходство двух направлений, содействовали его исключению из коммунистической партии, а также из Немецкого и Международного психоаналитического объединения. В 1928 году на большом студенческом собрании он впервые рассказывал о связи психоанализа с марксистской социологией. Присутствовавший на собрании профессор психологии из России назвал всю психоаналитическую теорию происхождения неврозов сказкой и немарксистской. Это характерное для марксистов отвержение результатов клинических исследований в психоанализе, а также нежелание большинства аналитиков делать социологические выводы из собственных исследований побудили Райха в своем сочинении «Диалектический материализм и психоанализ» (Reich 1929b) обсудить материальные основы психоаналитических данных, диалектические законы, которым подчиняется эмоциональная жизнь, а также значение психоанализа для социологии. В конечном счете Райх пытался доказать, что марксизм и психоанализ вместе служат прогрессу человеческого сознания: марксизм благодаря изучению законов экономического и политического подавления, а психоанализ благодаря раскрытию социального подавления сексуальности.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...