«Рабочая помощь» и в консультационных клиниках принял приглашение отправиться в Москву. На него там обратили внимание благодаря его работе «Диалектический материализм и психоанализ», которая в 1929 году была одновременна опубликована в Германии и Москве. В России многие марксисты также были убеждены, что психоанализ является «буржуазно-идеалистической философией», но, с другой стороны, психоанализ повсюду практиковался (см. статью Р. Фишера и Е. Фишер в т. II). Райх встречался с аналитиками, ездил по институтам и читал лекции. Наибольшее впечатление на него произвела Вера Шмидт, московский психоаналитик, организовавшая в 1921 году детский дом, воспитание в котором не должно было наносить детям невротизирующих травм. В 1934 году она описала свой опыт в работе под названием «Психоаналитическое воспитание в Советской России» (Schmidt 1969). В детском доме принципиально не было ни наказаний, ни морального подавления, а окружавшие ребенка люди принимали в расчет соответствующие его возрасту потребности, интересы и способности. Приучение к опрятности безо всякого принуждения удавалось благодаря добровольному отказу от примитивного удовлетворения потребностей в пользу более дифференцированного. Сексуальные действия детей поощрялись, а на все их вопросы воспитатели отвечали необычайно свободно. Райх увидел в работе Веры Шмидт первую реальную демонстрацию его принципа саморегуляции в раннем детстве. Она реализовала на практике то, что Райх считал необходимым условием сексуально-экономического воспитания, способствующего психическому здоровью. Вера Шмидт страдала от такой же враждебной клеветы, что и Райх, и в дальнейшем ей пришлось закрыть детский дом, когда сопротивление партийной бюрократии ее эксперименту усилилось, и она лишилась необходимых средств для продолжения работы. Однако сталинистская реакция пока еще не наступила, и Райх вернулся из России полным надежд, под впечатлением прогрессивной и либеральной позиции, нашедшей свое отражение в более либеральных законах, в отношении реформы брачного права, контроля над рождаемостью и прерывания беременности. (Наступившая затем сталинистская реакция, в результате которой были отменены все достигнутые ранее свободы и в качестве опоры государственной власти введены традиционная мораль и авторитарное воспитание, явилась одной из причин последующего разочарования Райха.)

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...