В то время на заседаниях в доме Фрейда, где каждые четыре недели собирались деятели психоаналитического объединения, обсуждались отношения между цивилизацией и неврозом и прежде всего вопрос, необходимы ли сексуальное подавление и фрустрация влечений как условия формирования культуры. Эти дискуссии легли в основу опубликованной в 1930 году работы Фрейда «Недомогание культуры». 12 декабря 1929 года Райх читает доклад, посвященный профилактике неврозов. Райх описывает настроения следующим образом: «Все понимали, что . требовались важные решения. Необходимо было обдумать все, о чем говорилось. Психоанализ как движение распространился по всему миру и вызывал много споров. Ответственность была велика. Ограничиваться полуправдой было невозможно. Я должен был излагать проблему такой, какой она есть, или молчать. Но и молчать тоже уже было нельзя. Моя работа в области сексуальной политики развивалась по собственным законам; многие тысячи людей устремлялись на мои собрания, чтобы послушать, что психоанализ может сказать по поводу социальных и сексуальных недугов» (Reich [1942b] 1969,167-168).

Райх рассказывал о своей работе в консультационных центрах. Людей, приходивших к нему и его коллегам, мало интересовали частности психоаналитической теории возникновения неврозов или структуры психического аппарата. Они нуждались в советах и ответах на многочисленные конкретные вопросы «когда», «где», «как» и «с кем», касавшиеся их половой жизни. Райх столкнулся с четырьмя вопросами, требовавшими ответа: «Во-первых, куда в конечном счете ведет психоаналитическая теория и терапия? Куда, если, как и прежде, придерживаться центрального значения сексуальной детерминации неврозов! Во-вторых, можно ли и дальше делать основной упор на неврозах отдельных людей, которые рассматриваются в частной практике? Психическое заболевание — это подпольно действующая эндемия населения. Все человечество является душевно больным. В-третьих, какое место должно занять психоаналитическое движение в общественном механизме? То, что оно должно его занять, не подлежит никакому сомнению. Речь идет о важном социальном вопросе психической экономики, она идентична сексуальной экономике, если теория сексуальности является до конца продуманной, а не ограниченной. В-четвертых, почему общество порождает массу неврозов! (там же, 171). Райх, используя статистические данные, показал, что больше половины посетителей консультационных центров нуждались в лечении и что даже в закрытых группах, которые возникали вне зависимости от сексуальных проблем (школьные классы, разного рода молодежные группы, производственные коллективы и т.д.), процент симптоматических неврозов лишь ненамного отличался от открытых групп в сексуальных консультационных центрах. Райх изложил свои взгляды о репрессивной функции принудительной семьи и описал социальные проблемы пубертата. Он четко выразил свою позицию, согласно которой распространенность неврозов можно уменьшить, если изменить воспитание, семейную жизнь и форму общества. В ответ Фрейд заметил, что задача психоанализа состоит не в том, чтобы спасать мир. Кроме того, культура, построенная на отказе от влечений, в любом случае имеет преимущество, причем по праву, поскольку ее задача состоит в том, чтобы защитить людей друг от друга вследствие их первичной враждебности. Таким образом, и здесь тоже он не был согласен с Райхом, считавшим враждебность и ненависть вторичными реакциями На фрустрацию естественной потребности в любви в детском возрасте.

Тем не менее в конце своей книги «Недомогание культуры» Фрейд поднял вопрос Райха о том, правомерен ли диагноз, согласно которому многие проявления цивилизации или даже все человечество оказались невротизированными под влиянием культуры. Фрейд видел две принципиальные сложности: в исследовании и диагностике невроза культуры отсутствуют возможности для сравнения, подобные тем, что имеются при исследовании отдельных невротиков, которых можно сравнивать со здоровыми людьми, и, кроме того, возникает вопрос: какой смысл анализировать социальный невроз, если никто не властен заставить общество подвергнуться терапии. «Невзирая на все эти затруднения, можно ожидать, что однажды кто-нибудь отважится на исследование такой патологии культурных сообществ» (Freud, XIV, 505). И все же этот вопрос так и остался у Фрейда открытым. Сам он и официальный психоанализ никогда не пытались дать на него ответ. В целом можно сказать, что реакция на идеи, представленные Райхом в ходе дебатов о культуре, была холодной и отвергающей, пропасть между Фрейдом и Райхом стала еще глубже, чем раньше.

Райх стал вынашивать планы покинуть Вену и переехать в Берлин, где психоаналитики казались более открытыми к восприятию его характероаналитических идей и в целом были более прогрессивно настроены в политическом отношении. Кроме того, он надеялся найти там лучшие условия для работы. В 1930 году Райх пишет книгу «Половая зрелость, воздержание и брачная мораль», в которой теоретически обобщает свою работу в качестве консультанта по вопросам сексуальности. Он дает в ней обстоятельную критику авторитарной семьи и принудительного брака и описывает противоречия, в которых увязнут консервативные стремления провести сексуальную реформу, если не произойдет отказа от традиционных понятий морали. В ходе своего последнего визита к Фрейду он обсуждает с ним книгу и пытается еще раз показать различие между естественной и принудительной моралью, а также между типичными формами патриархальной семьи и естественной семейной жизнью, опирающейся на любовь, взаимное уважение и сексуальную нежность (см статью М. Гротьяна «Переписка Фрейда» в т. I). Фрейд реагирует раздраженно: «Ваши взгляды не имеют ничего общего с главной дорогой психоанализа» (Higgins, Raphael 1967).

Страницы: 1 2

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...