В то время на заседаниях в доме Фрейда, где каждые четыре недели собирались деятели психоаналитического объединения, обсуждались отношения между цивилизацией и неврозом и прежде всего вопрос, необходимы ли сексуальное подавление и фрустрация влечений как условия формирования культуры. Эти дискуссии легли в основу опубликованной в 1930 году работы Фрейда «Недомогание культуры». 12 декабря 1929 года Райх читает доклад, посвященный профилактике неврозов. Райх описывает настроения следующим образом: «Все понимали, что . требовались важные решения. Необходимо было обдумать все, о чем говорилось. Психоанализ как движение распространился по всему миру и вызывал много споров. Ответственность была велика. Ограничиваться полуправдой было невозможно. Я должен был излагать проблему такой, какой она есть, или молчать. Но и молчать тоже уже было нельзя. Моя работа в области сексуальной политики развивалась по собственным законам; многие тысячи людей устремлялись на мои собрания, чтобы послушать, что психоанализ может сказать по поводу социальных и сексуальных недугов» (Reich [1942b] 1969,167-168).

Райх рассказывал о своей работе в консультационных центрах. Людей, приходивших к нему и его коллегам, мало интересовали частности психоаналитической теории возникновения неврозов или структуры психического аппарата. Они нуждались в советах и ответах на многочисленные конкретные вопросы «когда», «где», «как» и «с кем», касавшиеся их половой жизни. Райх столкнулся с четырьмя вопросами, требовавшими ответа: «Во-первых, куда в конечном счете ведет психоаналитическая теория и терапия? Куда, если, как и прежде, придерживаться центрального значения сексуальной детерминации неврозов! Во-вторых, можно ли и дальше делать основной упор на неврозах отдельных людей, которые рассматриваются в частной практике? Психическое заболевание — это подпольно действующая эндемия населения. Все человечество является душевно больным. В-третьих, какое место должно занять психоаналитическое движение в общественном механизме? То, что оно должно его занять, не подлежит никакому сомнению. Речь идет о важном социальном вопросе психической экономики, она идентична сексуальной экономике, если теория сексуальности является до конца продуманной, а не ограниченной. В-четвертых, почему общество порождает массу неврозов! (там же, 171). Райх, используя статистические данные, показал, что больше половины посетителей консультационных центров нуждались в лечении и что даже в закрытых группах, которые возникали вне зависимости от сексуальных проблем (школьные классы, разного рода молодежные группы, производственные коллективы и т.д.), процент симптоматических неврозов лишь ненамного отличался от открытых групп в сексуальных консультационных центрах. Райх изложил свои взгляды о репрессивной функции принудительной семьи и описал социальные проблемы пубертата. Он четко выразил свою позицию, согласно которой распространенность неврозов можно уменьшить, если изменить воспитание, семейную жизнь и форму общества. В ответ Фрейд заметил, что задача психоанализа состоит не в том, чтобы спасать мир. Кроме того, культура, построенная на отказе от влечений, в любом случае имеет преимущество, причем по праву, поскольку ее задача состоит в том, чтобы защитить людей друг от друга вследствие их первичной враждебности. Таким образом, и здесь тоже он не был согласен с Райхом, считавшим враждебность и ненависть вторичными реакциями На фрустрацию естественной потребности в любви в детском возрасте.

Тем не менее в конце своей книги «Недомогание культуры» Фрейд поднял вопрос Райха о том, правомерен ли диагноз, согласно которому многие проявления цивилизации или даже все человечество оказались невротизированными под влиянием культуры. Фрейд видел две принципиальные сложности: в исследовании и диагностике невроза культуры отсутствуют возможности для сравнения, подобные тем, что имеются при исследовании отдельных невротиков, которых можно сравнивать со здоровыми людьми, и, кроме того, возникает вопрос: какой смысл анализировать социальный невроз, если никто не властен заставить общество подвергнуться терапии. «Невзирая на все эти затруднения, можно ожидать, что однажды кто-нибудь отважится на исследование такой патологии культурных сообществ» (Freud, XIV, 505). И все же этот вопрос так и остался у Фрейда открытым. Сам он и официальный психоанализ никогда не пытались дать на него ответ. В целом можно сказать, что реакция на идеи, представленные Райхом в ходе дебатов о культуре, была холодной и отвергающей, пропасть между Фрейдом и Райхом стала еще глубже, чем раньше.

Райх стал вынашивать планы покинуть Вену и переехать в Берлин, где психоаналитики казались более открытыми к восприятию его характероаналитических идей и в целом были более прогрессивно настроены в политическом отношении. Кроме того, он надеялся найти там лучшие условия для работы. В 1930 году Райх пишет книгу «Половая зрелость, воздержание и брачная мораль», в которой теоретически обобщает свою работу в качестве консультанта по вопросам сексуальности. Он дает в ней обстоятельную критику авторитарной семьи и принудительного брака и описывает противоречия, в которых увязнут консервативные стремления провести сексуальную реформу, если не произойдет отказа от традиционных понятий морали. В ходе своего последнего визита к Фрейду он обсуждает с ним книгу и пытается еще раз показать различие между естественной и принудительной моралью, а также между типичными формами патриархальной семьи и естественной семейной жизнью, опирающейся на любовь, взаимное уважение и сексуальную нежность (см статью М. Гротьяна «Переписка Фрейда» в т. I). Фрейд реагирует раздраженно: «Ваши взгляды не имеют ничего общего с главной дорогой психоанализа» (Higgins, Raphael 1967).

Страницы: 1 2

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...