Мероприятия и программы Райха стали причиной небывалого притока в союз молодых людей, имеющих самые разные политические пристрастия. Представители самых разных групп просили его написать специально для молодых людей простую и понятную книгу. Тогда Анни Райх опубликовала для матерей брошюру «Когда тебя спрашивает ребенок» (А. Reich 1932а). В ней оспаривается неверное мнение взрослых о сексуальной неосведомленности детей, подчеркивается необходимость предоставления детям ясной информации и обсуждаются опасности подавления детского любопытства. В заключение приводятся многочисленные примеры типичных вопросов детей и соответствующие ответы. В другой своей брошюре, «Меловой треугольник» (А. Reich 1932b), посвященной детям в возрасте от восьми до двенадцати лет, Анни Райх пытается рассеять страх, таинственность и чувство стыда, которые обычно связаны с сексуальными вопросами. Обе брошюры явились незаменимым подспорьем для тысяч трудящихся женщин, которые благодаря им впервые получили конкретную помощь в воспитании своих детей. Сам Райх написал книгу для подростков (Reich 1932b), которая, как первоначально предполагалось, должна была быть напечатана Центральным комитетом по вопросам молодежи в Москве. Выход книги снова и снова откладывался, поэтому Райх основал собственное издательство (Sexpol-Verlag) и опубликовал ее под названием «Сексуальная борьба молодежи» одновременно с «Прорывом сексуальной морали». Немецкая коммунистическая партия в течение девяти месяцев помогала Райху распространять его книги, но затем неожиданно запретила (а также двух других книг, опубликованных в этом издательстве), поскольку они «противоречили правильному революционному воспитанию детей и подростков». Этот запрет стал причиной ожесточенного спора между группами молодежи и партийной иерархией, которую Райх в конечном счете охарактеризовал как контрреволюционную и искажающую марксистские идеи.

Сексология стала для коммунистов «буржуазной ересью», отвлекавшей от экономической и классовой борьбы, тогда как для психоаналитиков сексуальная политика Райха была «коммунистическим красным знаменем», большевистским заблуждением Райха. Райх, который многие годы пытался создать синтез психоанализа и марксизма и однажды с гордостью сказавший, что психоанализ является матерью, а марксизм отцом его идей в области сексуальной экономики, не находил большой взаимной любви у «родителей» своего любимого детища.

В период между 1930-м и 1933 годом влияние национал-социалистов в Германии постоянно росло, и у Райха появлялось все больше возможностей исследовать «патологию культурных сообществ», о которой еще несколько лет до этого говорил Фрейд. Материал буквально был перед глазами. Райх тщательно прочитал «Майн кампф» Гитлера (1925) и другие пропагандистские работы нацистов и обсуждал их со многими молодыми людьми. Он пытался понять притягательность нацистской пропаганды для молодежи и обнаружил удивительное противоречие между понятным протестом против неприемлемых социальных условий и непонятной идентификацией с идеологией нацистов. Марксисты предсказывали, что ухудшение социальных условий приведет к радикализации пролетариата и заставит его обратиться к марксизму. Однако он обратился к нацистам. Этот непонятный факт можно было объяснить, только приняв гипотезу о распространенной структуре характера, в которой стремление к свободе одновременно связано с его противоположностью, страхом свободы. Только таким образом можно было понять,что миллионы людей, стремившихся к свободе, беспрекословно подчинились прототипу патриархальной авторитарной системы, сулившей новую жизнь и свободу.

Если марксисты ссылались на объективные закономерности истории, то нацистская пропаганда ловко апеллировала к бессознательным сексуальным, психическим и религиозным потребностям и стремлениям масс. Райх выделил три основных элемента фашистской идеологии, которые основывались на глубочайших страхах, а потому обладали властью манипулировать массами: расовая теория, семейная идеология и враждебное отношение к сексуальности.

Ядро расовой теории составляли посулы защитить чистоту крови немцев. Каждый имел бессознательные сексуальные страхи и вытесненные сексуальные желания, связанные с чувствами вины. Расистской идеологии легко было дать четкие принципы разграничения добра и зла. Тот, кто идентифицировался с идеалом чистоты арийского мифа, мог быть уверен, что принадлежит к хорошим людям, тогда как нечистоту, болезнь и сексуальность можно было идентифицировать с «грязными евреями». Кроме того, опустившееся среднее сословие в социальном плане ничто не пугало так, как перспектива оказаться в рядах пролетариата. Гитлер обещал искоренить эксплуататоров, под которыми понимались не просто капиталисты, а крупные капиталисты-евреи. И, наконец, Райх показал, как устроителям еврейских погромов удалось сделать так, что порнографические фантазии всего населения оказались спроецированными на евреев.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...