Мероприятия и программы Райха стали причиной небывалого притока в союз молодых людей, имеющих самые разные политические пристрастия. Представители самых разных групп просили его написать специально для молодых людей простую и понятную книгу. Тогда Анни Райх опубликовала для матерей брошюру «Когда тебя спрашивает ребенок» (А. Reich 1932а). В ней оспаривается неверное мнение взрослых о сексуальной неосведомленности детей, подчеркивается необходимость предоставления детям ясной информации и обсуждаются опасности подавления детского любопытства. В заключение приводятся многочисленные примеры типичных вопросов детей и соответствующие ответы. В другой своей брошюре, «Меловой треугольник» (А. Reich 1932b), посвященной детям в возрасте от восьми до двенадцати лет, Анни Райх пытается рассеять страх, таинственность и чувство стыда, которые обычно связаны с сексуальными вопросами. Обе брошюры явились незаменимым подспорьем для тысяч трудящихся женщин, которые благодаря им впервые получили конкретную помощь в воспитании своих детей. Сам Райх написал книгу для подростков (Reich 1932b), которая, как первоначально предполагалось, должна была быть напечатана Центральным комитетом по вопросам молодежи в Москве. Выход книги снова и снова откладывался, поэтому Райх основал собственное издательство (Sexpol-Verlag) и опубликовал ее под названием «Сексуальная борьба молодежи» одновременно с «Прорывом сексуальной морали». Немецкая коммунистическая партия в течение девяти месяцев помогала Райху распространять его книги, но затем неожиданно запретила (а также двух других книг, опубликованных в этом издательстве), поскольку они «противоречили правильному революционному воспитанию детей и подростков». Этот запрет стал причиной ожесточенного спора между группами молодежи и партийной иерархией, которую Райх в конечном счете охарактеризовал как контрреволюционную и искажающую марксистские идеи.

Сексология стала для коммунистов «буржуазной ересью», отвлекавшей от экономической и классовой борьбы, тогда как для психоаналитиков сексуальная политика Райха была «коммунистическим красным знаменем», большевистским заблуждением Райха. Райх, который многие годы пытался создать синтез психоанализа и марксизма и однажды с гордостью сказавший, что психоанализ является матерью, а марксизм отцом его идей в области сексуальной экономики, не находил большой взаимной любви у «родителей» своего любимого детища.

В период между 1930-м и 1933 годом влияние национал-социалистов в Германии постоянно росло, и у Райха появлялось все больше возможностей исследовать «патологию культурных сообществ», о которой еще несколько лет до этого говорил Фрейд. Материал буквально был перед глазами. Райх тщательно прочитал «Майн кампф» Гитлера (1925) и другие пропагандистские работы нацистов и обсуждал их со многими молодыми людьми. Он пытался понять притягательность нацистской пропаганды для молодежи и обнаружил удивительное противоречие между понятным протестом против неприемлемых социальных условий и непонятной идентификацией с идеологией нацистов. Марксисты предсказывали, что ухудшение социальных условий приведет к радикализации пролетариата и заставит его обратиться к марксизму. Однако он обратился к нацистам. Этот непонятный факт можно было объяснить, только приняв гипотезу о распространенной структуре характера, в которой стремление к свободе одновременно связано с его противоположностью, страхом свободы. Только таким образом можно было понять,что миллионы людей, стремившихся к свободе, беспрекословно подчинились прототипу патриархальной авторитарной системы, сулившей новую жизнь и свободу.

Если марксисты ссылались на объективные закономерности истории, то нацистская пропаганда ловко апеллировала к бессознательным сексуальным, психическим и религиозным потребностям и стремлениям масс. Райх выделил три основных элемента фашистской идеологии, которые основывались на глубочайших страхах, а потому обладали властью манипулировать массами: расовая теория, семейная идеология и враждебное отношение к сексуальности.

Ядро расовой теории составляли посулы защитить чистоту крови немцев. Каждый имел бессознательные сексуальные страхи и вытесненные сексуальные желания, связанные с чувствами вины. Расистской идеологии легко было дать четкие принципы разграничения добра и зла. Тот, кто идентифицировался с идеалом чистоты арийского мифа, мог быть уверен, что принадлежит к хорошим людям, тогда как нечистоту, болезнь и сексуальность можно было идентифицировать с «грязными евреями». Кроме того, опустившееся среднее сословие в социальном плане ничто не пугало так, как перспектива оказаться в рядах пролетариата. Гитлер обещал искоренить эксплуататоров, под которыми понимались не просто капиталисты, а крупные капиталисты-евреи. И, наконец, Райх показал, как устроителям еврейских погромов удалось сделать так, что порнографические фантазии всего населения оказались спроецированными на евреев.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Последователи Фрейда
...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...