Райх идентифицировался с марксистским идеалом «свободной организации, в которой свободное развитие каждого является основой свободного развития всех». Долгое время он занимался вопросом: как получилось, что гуманистическая в своей первоначальной форме идеология — марксизм — выродилась в новый вид тирании, например, сталинизм. С 1939 по 1941 год Райх развивал свои идеи «естественной рабочей демократии», которую он считал адекватной формой социального объединения, всегда существовавшей там, где люди гармонично живут и работают, служа общим потребностям и интересам (Reich 1939с, 1941). Райх прекрасно понимал, что повсюду люди боятся свободы: «Если свобода означает прежде всего ответственность каждого индивида за рациональное определение своего личного, профессионального и социального существования, то тогда не может быть большего страха, чем страх достижения всеобщей свободы» (Reich 1943b, 273). Райх не предавался Иллюзиям, ему были хорошо известны широко распространенная неспособность людей пользоваться свободой и их страх перед слишком большой ответственностью; но он также знал, что эта неспособность и страх являлись результатом социальных условий, а потому доступны воздействию. Однако во всеобщей склонности людей

К подчинению Райх вскоре стал видеть ограниченность терапевтических возможностей и считал, что единственно надежным способом лечения и профилактики неврозов является свободное, поощряющее сексуальность воспитание детей. В этом отношении большое влияние на него оказали встречи с Верой Шмидт и Александром Нейлом. Свою работу в детском саду и в школе они строили на тех же принципах, которые Райх считал важными для развития свободной личности.

Принципы саморегуляции впервые были четко сформулированы соратником Райха Тейджем Филипсоном. Он утверждал, что уже к младенцу нужно относиться как к индивиду, обладающему собственными правами, с организмическими ритмами которого необходимо считаться. Важнейшая задача воспитателя заключается в том, чтобы научить ребенка ритмически удовлетворять свои самые примитивные потребности — питаться, мочиться и испражняться, спать, играть и двигаться, и тем самым подкреплять его природную способность к получению удовольствия от собственных функций и, следовательно, заложить фундамент того, что в дальнейшем он всей душой сможет отдаваться тому или иному виду деятельности. Ребенок, основные потребности которого удовлетворяются, гораздо быстрее учится принимать неизбежные фрустрации, чем ребенок, утративший свой ритм и привыкший подавлять свои естественные чувства (Philipson 1952). Этот принцип саморегуляции имеет много общего с гештальт-терапией.

Задача исследования атрибутов эмоционального здоровья у новорожденного и маленького ребенка, а также условий оптимального воспитания была для Райха настолько важной, что он создал Детский центр оргономических исследований, а затем передал почти все свои деньги основанному с этой же целью фонду. Главной задачей этого фонда являлась помощь будущим матерям, уход за матерью и ребенком во время родов и в первые недели после рождения ребенка, выявление и по возможности предотвращение образования панциря в первые годы жизни и последующее наблюдение за молодыми людьми, развитие которых изучалось в детстве.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...