Говорить о наследниках Райха сложно; Райх не хотел иметь и не имел наследников в собственном смысле слова. Большинство учеников и коллег Райха в конце его жизни превратились либо в некритичных адептов, либо полностью отошли от него из-за его беспочвенных подозрений. И все же его работа была продолжена в самых разных областях науки. После первоначальных ожесточенных споров о лидерстве и направлении, в котором следовало развивать работу Райха, его ученики и коллеги объединились в Колледже оргономии, возглавлявшемся доктором Элсвортом Ф. Бейкером, психиатром, которому Райх вверил обучение будущих оргонотерапевтов. Он является издателем «Журнала оргономии», в котором регулярно публикуются оригинальные работы Райха и новые исследования в области оргономии. Книга Бейкера «Человек в ловушке» (Baker 1967) представляет собой системное изложение психосоматической терапии Райха на основе детально разработанной характерологии.

В Скандинавии работа Райха была продолжена небольшой группой вегетотера-певтов. Ола Ракнес, один из первых аналитиков Норвегии, всю свою жизнь оставался лояльным и критическим другом Райха, который никогда не впадал ни в горькое разочарование, ни в слепое идолопоклонство. Его книга о Райхе (Raknes 1970) является одновременно дружелюбным и беспристрастным описанием личности, деятельности и творчества своего учителя.

Еще одним другом Райха, во все смутные времена остававшимся верным ему до конца его жизни, был Александр Нейл, основатель Самерхилла (Neill 1958а, 1958b). Он лечился у Райха, и это помогло ему воплотить на практике революционные идеи Райха о самоопределении детей: «Мне достаточно будет сказать здесь, что после шести недель его терапии я испытал больше эмоциональных реакций и больше облегчения, чем за много лет пустословного анализа Все было далеко не просто; я прошел через множество болезненных сеансов. Наверное, я оказался слишком стар, чтобы испытать всю благодать терапии, но, с другой стороны, я получил нечто более важное — дружбу доброго, искреннего, выдающегося человека» (Neill 1958b). Двое других учеников и коллег Райха, Джин Риттер и Пол Риттер, воплотили идеи Райха о саморегуляции в воспитании своих детей (Ritter, Ritter 1959). Да и я сам вместе с женой после лекций, прослушанных в Самерхилле, стал ориентироваться в воспитании наших детей на принципы Нейла и был очень рад, когда после переиздания книги Риттеров нашел подтверждение нашему опыту: чем больше мы позволяли детям удовлетворять потребности в соответствии с их собственным ритмом, тем проще было развивать у них социальную ответственность и ответственность за себя.

Однако наиболее важное и плодотворное развитие идей Райха в клинической области представляет собой разработанная Александром Лоуэном система биоэнергетического анализа

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...