Биоэнергетика изучает то, как человеческий организм справляется со своей возбудимостью, превращается в характерологическую форму и выражает себя индивидуально. Для биоэнергетических терапевтов имеет значение любое выражение тела: особенности рукопожатия, поза, взгляд, интонация, особенности движения и т. д. Любое физическое выражение, которое является фиксированным, повторяющимся и монотонным, имеет историю своего возникновения. В нашем обиходном языке имеется множество оборотов речи, указывающих на психосоматическое единство человеческих проявлений. Мы говорим о несгибаемых или твердолобых людях, о тихонях, которые не могут проявить себя, что-либо отстоять, не имеют своей позиции, о людях, задирающих нос или поджимающих хвост, мы сдерживаем слезы или улыбку и т. д.

Все фиксированные позы являются выражением компенсации недостатка, подавления или фрустрации, которые соответствуют искажениям психической реальности и отрицаниям. Организм, потребности которого не удовлетворяются, настаивает на своем. Так, например, орально-депрессивный человек выпрямляет колени, чтобы благодаря чувству внутренней прочности компенсировать испытанный в раннем детстве недостаток комфорта, поддержки и контактов, словно говоря: «Вы не нужны мне, я и сам могу выстоять».

Любое ограничение подвижности тела является одновременно и результатом, и причиной эмоциональных затруднений. Хроническая напряженность является результатом неразрешенных детских конфликтов, но вместе с тем причиной новых эмоциональных проблем, которые находятся в конфликте со старыми требованиями реальности взрослых. Любая физическая ригидность соответствует психической жесткости и препятствует целостной и адекватной ситуации реакции организма.

Самой ранней, важной и эффективной защитой от болезненных и нежелательных эмоций является подавление дыхания. Оно является как результатом, так и причиной страха. Маленькие дети реагируют на вызывающие страх ситуации задержкой дыхания. Постоянный или часто возникающий страх ведет к стойкому нарушению дыхания вследствие зажима грудной клетки и мышц живота. В дальнейшем неспособность свободно дышать в состоянии эмоционального стресса становится физиологической основой переживания страха. Хронический зажим ведет к снижению витальности, к уменьшению чувствительности и, как следствие, к ослаблению контакта с процессом жизни. Следствием снижения подвижности организма является снижение эмоциональности. Мыслительная активность теряет связь с физической реальностью.

«Цель биоэнергетики как терапевтического метода заключается в том, чтобы помочь людям заново обрести свою первичную природу . Свобода, привлекательность и красота являются природными атрибутами любого животного организма Свобода означает отсутствие внутренних препятствий для свободного потока чувств; привлекательность — это выражение данного потока в движении, его красота есть проявление внутренней гармонии, которую приносит с собой такой поток. Они характеризуют здоровое тело и вместе с тем также здоровый дух. Первичной природой любого человеческого существа является открытость по отношению к любви и жизни. Наша вторая, культурно обусловленная природа — это быть начеку, укрыться панцирем, быть недоверчивым и закрытым. Этим мы защищаем себя от травм, но когда такие установки структурируются в личности характерологически, они вызывают более тяжелые повреждения и увечья, чем первоначальная травма» (Lцwen 1975, нем. изд., 31-32).

В первой своей книге «Физическая динамика структуры характера» (Lцwen 1958) Лоуэн, основываясь на энергетических процессах удовольствия и реальности, исследует формирование специфических структур характера. В зависимости от стадии развития и аффективного климата организм ребенка реагирует на неразрешимые экзистенциальные проблемы совершенно определенными формами поведения. Пример: если нежеланный ребенок при выражении своих потребностей наталкивается на полное отвержение, холодность или ненависть и ощущает из-за этого угрозу своему существованию, то он обращает свою энергию внутрь себя и учится держать себя в руках и таким образом закладывает фундамент шизоидной структуры, характеризующейся внешней жесткостью, безжизненностью, отсутствием контактов, невыразительностью взгляда, холодностью, механистичными движениями и отрицанием потребностей. Мышечные зажимы шизоида служат тому, чтобы устоять перед страхом распасться на части, если он даст себе волю, и защите от чувства грозящего уничтожения, как только он заявляет о своем праве на существование и потребности. Мышечные зажимы у человека с оральной (депрессивной) структурой характера указывают на паттерн цепляния, «прилипания», возникающий из-за страха одиночества. Эта структура защищает от чувств грозящего одиночества и с ними связанной ярости. Психопатическая личность по своим манерам и поведению характеризуется потребностью при любых обстоятельствах быть наверху и контролировать ситуацию; эта структура защищает от потребностей и взаимной зависимости из страха оказаться использованным и вторично возникающих мстительных чувств. Мазохистская структура характеризуется тем, что данный человек ничего не выпускает из себя из страха оказаться раздавленным, сокрушенным, если ему захочется заявить о своем праве на пространство и личные проявления. Для нее также типично подавление реактивного желания подавлять других. Лоуэн объединяет описанные Райхом структуры общим понятием «ригидный характер». Пассивно-женственный мужчина и маскулинно-агрессивная женщина в своих манерах и поведении проявляют выраженную идентификацию с родителем противоположного пола для защиты от присущего им страха кастрации, тогда как у истерической женщины и у фаллически-нарциссического мужчины мы обнаруживаем чрезмерную идентификацию с половой ролью (завоеватель или жертва совращения). Для всех четырех структур типичны характерологическая и мышечная скованность, страх самоотдачи и тяжелой обиды, а также подавление сильных импульсов ненависти. У человека с обсессивной структурой характера мы обнаруживаем чрезмерную ригидность как защиту от генитальности вследствие чересчур интенсивного приучения к опрятности и последующих обид в генитальной фазе (Lцwen 1958, 1975).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...