Особенно ученым, ориентированным на естественные науки, интересно будет узнать, что у Шульца-Хенке нет каких-либо микропсихологических постулатов, которые противоречили бы физиологическим, физиолого-химическим или физиолого-физическим данным, носящим характер закономерности, а также естественнонаучным рабочим гипотезам, доказуемым экспериментально. Например, в учебнике психотерапии Шульц-Хенке указывает, что считает возможным даже если к описываемому феномену это, казалось бы, не относится, — корректно представить всю глубинную психологию в терминах той или иной физиологической школы (например школы Павлова).

Однако это высказывание совершенно не означает, что Шульц-Хенке ограничивался естественнонаучными параллелями. Он написал статью о мнимом противоречии естественных и гуманитарных наук (Psyche, 3,1949), постоянно также занимался философскими, этнологическими и социально-экономическими вопросами и учитывал их при построении своих теорий. По его мнению, именно социологические аспекты возникновения неврозов должны рассматриваться как можно более детально. Все это свидетельствует об открытости его системы. Мы также подробно рассмотрим психопатогенетические факторы строгости и изнеживания, играющие определенную роль в раннем развитии невротиков. Здесь следует указать лишь на то, что, по мнению Шульца-Хенке, строгость и изнеживание имеют свою собственную специфическую подоплеку. Речь идет о социологических или политико-экономических агрегатах: «Совершенно особые формы исторически сложившихся социальных структур представляют собой "подлинную" основу невротического развития . То есть на рубеже столетий по-прежнему существуют так называемые "законы" политико-экономического свойства Процесс является диалектическим. Человек как экономическое существо пытается как-либо реализовать в мире, не предоставляющем ему рке абсолютной свободы, духовные по своему характеру интересы. Вследствие этого экономические факторы в значительной степени являются независимыми переменными, а духовная жизнь — зависимой переменной» (Schultz-Hencke 1951, 130—131).

По мнению Шульца-Хенке, социологические факторы, связанные со временем и пространством, должны пересматриваться каждый десять лет. Если же это сделано, то все, что мать «неправильно» делает в ситуации «здесь и сейчас», имеет для последующего невротического развития ребенка большее значение, чем предыстория.

И наконец, последнее предварительное замечание: на наш взгляд, имеется еще одна особого рода трудность в понимании научных работ Шульца-Хенке. Наверное, о чем идет речь, понятно уже из приведенных выше цитат. Стиль Шульца-Хенке сложен для восприятия. Необходимость все время внимательно вчитываться — что, впрочем, является непременным условием понимания — при изучении его книг нередко оказывается делом весьма непростым. В дальнейшем мы попытаемся изложить позиции Шульца-Хенке как можно в более понятной форме. Поэтому в данной работе мы сознательно отказываемся от детального изложения всех его идей и постараемся выделить самое интересное и важное в его концепциях, внесших значительный вклад в дальнейшее развитие психоаналитической теории.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Последователи Фрейда
...