Главное расхождение с Фрейдом — которое, впрочем, Шульц-Хенке понимал лишь как смещение акцентов, — произошло в связи с группой догенитальных инстинктивных тенденций. Шульц-Хенке считал, что каждый аналитик в процесс классического анализа может убедиться в том, что при тяжелых неврозах явно преобладают «догенитальные тенденции», причем они имеют совершенно особое значение. Он пишет: «Речь идет именно о том, что догенитальная область в теории неврозов приобрела необычайно большие размеры, внутри которых несколько явных детских переживаний и перверсии занимают лишь весьма небольшое пространство» (Schultz-Hencke 1931,11).

Не отрицая своей попытки расширить понятие, он утверждает далее: «Однако нужно признать, что и сам Фрейд в зависимости от того, как он расширял понятие сексуальности, подобно подавляющему большинству его коллег, рассматривал догенитальные области переживания в качестве подвидов генитальности. Уже этим объясняется то, что в своем . сочинении о «недомогании культуры» он отмечал, что ему непонятно, каким образом они [Фрейд и его ученики] смогли не заметить и упустить универсальность неэротической агрессии и деструктивности, не отвести им подобающего места в интерпретации жизни» (там же).

Шульц-Хенке вполне допускал, что существует также и догенитальность, то есть реальные предварительные ступени в развитии сексуальности; однако это является исключением, а не правилом. Здесь, однако, существуют явные различия, необычайно важные по своим последствиям, ибо, как он отмечает далее, «эти на первый взгляд всего лишь теоретические разногласия по своим последствиям фактически существенно ограничивают терапевтические возможности психоанализа» (там же, 13). Терапевтических успехов можно достичь только тогда, когда признается автохтонный характер «оральности», «анальности» и т.д., а в ходе терапии уделяется внимание специфическим торможениям и вытеснениям также и в этих сферах.

Швиддер в своей уже упоминавшейся статье в руководстве по психотерапии также отмечает, что неверно рассматривать все человеческие желания, потребности и побуждения в качестве предшественников сексуальности или парциальных сексуальных влечений, как это формулируется в теории либидо, даже если Фрейд прав в своих наблюдениях, что у ребенка, как правило, можно наблюдать полиморфно-извращенные побуждения или что в фантазиях, сопровождающих мастурбацию, и во время прелюдии при половом акте можно выявить производные упомянутых детских желаний.

После того, о чем говорилось в предыдущем разделе, не вызовет удивления, что Шульц-Хенке считал термин «влечение» или «либидо» неудачным, поскольку «реальный субъект под этим не подразумевается. Подобно тому, как "дух" является субъектом духовного переживания, "влечение" является субъектом, относящимся к переживанию влечения» (Schultz-Hencke 1951).

Однако в дальнейшем он говорил не только о переживаниях влечения, но и о переживаниях побуждения, поскольку считал этот термин объективно более точным и, кроме того, он позволял избежать смешения с теорией влечений Фрейда.

При всем восхищении гениальностью Фрейда Шульц-Хенке считал оправданным отказ по изложенным выше соображениям от теории либидо в пользу рабочих гипотез, которые больше отвечают реальности. Как уже отмечалось, он был уверен в необходимости смещения акцентов в пользу изучения автохтонных «догениталь-ных» переживаний, которые подтверждались результатами исследований других авторов. В данном контексте мы бы хотели только сослаться на подробный хронологический обзор результатов аналитических исследований, подготовленный Дюрссе-ном (Dьhrssen 1973). И наоборот, большинство учеников Фрейда оставили теорию либидо в неизменном виде.

В отличие от них Шульц-Хенке противопоставлял сексуальным потребностям другие переживания побуждения. Он использовал оба выражения — «потребность» и «переживание побуждения» — практически как синонимы и писал: «Во всяком случае важнейший компонент всех переживаний побуждения можно считать равнозначным потребности . Любая потребность имеет также и побудительную сторону» (Schultz-Hencke 1951, 21).

Поскольку разработанной антропологии пока еще не существовало, установить точное количество переживаний побуждений у человека не представлялось возможным. Однако для теории неврозов Шульц-Хенке и не считал это важным. Как правило, у человека возникают интрапсихические или интерперсональные конфликты в связи с тремя или четырьмя сферами побуждений. Только они имеют отношение к возникновению неврозов, а потому ими можно ограничиться и в терапии. Целью психоанализа не является создание ни теории побуждений в целом, ни антропологии.

В упомянутых «конфликтных» сферах переживания, имеющих отношение к психологии неврозов, речь прежде всего идет о каптативном «оральном», ретентивном «анальном», моторно-агрессивном, уретральном, любовно-сексуальном и в первую очередь интенциональном переживании. У нас еще будет возможность рассмотреть каждое из этих переживаний более подробно. Здесь же мы вначале дадим о них общее представление.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Последователи Фрейда
...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...