Переживание интенционального побуждения

Шульц-Хенке одним из первых указал на особое значение интенциональных потребностей для последующего развития невроза. Понятие интенциональности, разработанное Гуссерлем и Брентано, благодаря Шульцу-Хенке стало широко распространенным научным термином. В случае переживания интенционального побуждения, согласно Шульцу-Хенке, речь идет о том, что «нечто», возможно, еще до рождения, но особенно после рождения, побуждает человека обратиться к миру. Эта обращенность к миру имеет генерализованный эмоциональный характер и описывается понятием «любопытство».

Переживание каптативного, орального побуждения

Когда в процессе своего развития маленький ребенок переходит к более целенаправленным движениям, необходимое обращение к миру, согласно Шульцу-Хенке, приобретает характер хватания. Он пишет: «За этим стоит желание обладать. На латыни здесь говорят о сареге. Поэтому . выбрано понятие "каптативный"» (там же, 25).

Специфической формой хватания у младенца является хватание ртом, а поскольку этот оральный мир имеет особое значение для последующего развития, в качестве обозначения этой сферы потребностей сохраняется также и старое название «оральный».

Переживание ретентивного, анального побуждения

Когда маленький ребенок завоевал мир вышеописанным способом, то есть захватывая, согласно Шульцу-Хенке, появляется новая потребность: он хочет удерживать. Шульц-Хенке пишет: «Здесь снова имеется латинское выражение: «retinere», отсюда и производное слово «ретентивный»» (там же, 28).

Самая первая возможность реагировать ретентивно у маленького ребенка возникает тогда, когда его приучают к опрятности. Ему нужно всего лишь сомкнуть анус и не отдавать фекалии. Ввиду важности этой первой «пробы сил» маленького ребенка в отношениях со взрослыми для обозначения данной категории побуждений Шульц-Хенке здесь также оставляет старое название «анальный». Отметим, однако, что уже здесь можно наблюдать агрессивные компоненты.

Переживание агрессивного побуждения, обусловленного стремлением к самоутверждению

В ходе дальнейшего развития ребенка, прежде всего в связи с созреванием его моторики, появляется побуждение, которое Шульц-Хенке называл также «моторным стремлением к разрядке». При этом из-за относительной неловкости ребенка иногда оно становится также причиной разрушений. Слово «агрессия» происходит от латинского «ad-gredi» и означает «движение к». Если же движение влечет за собой разрушение предмета, то ad-gredi становится агрессией в собственном смысле слова.

Если ребенку благодаря его моторным навыкам удается «разрушить» предмет, например уронить башню, то он испытывает чувство триумфа. Если в ответ на свои действия он получает поддержку у окружения, то чувство триумфа даже усиливается. Поэтому, согласно Шульцу-Хенке, возникает «естественная связь между ad-gredi, агрессией и стремлением к самоутверждению» (там же, 34).

И только после переживания «деструктивного» триумфа ребенок начинает созидать, получать «радость от труда». Радость от созидания вполне можно считать эквивалентом позитивной агрессии, и в свою очередь здесь нетрудно установить связь со стремлением к самоутверждению.

Переживание уретрального побуждения

В данном случае речь идет о том, чтобы мочиться без принуждения, пускать струю по высокой дуге или позволять себе писаться. Оно тесно связано с агрессивной потребностью или потребностью в самоутверждении, с одной стороны, и сексуальной потребностью — с другой, а потому поначалу может показаться странным, что его выделяют в качестве самостоятельного переживания. Однако речь здесь идет лишь о переплетении, а не о тождестве.

Переживание любовного, сексуального побуждения

Уже последние три вида потребностей представляют собой очень сложные образования, и, по мнению Шульца-Хенке, в еще большей степени это относится к любовному стремлению. Он полагает, что наряду с чисто сексуальными стремлениями правомерно говорить об автохтонных потребностях как в сфере нежных чувств, так и в сфере эротики, которые не имеют ничего общего с сублимацией. Об этом говорит хотя бы тот факт, что зачатки стремления к нежности можно обнаружить уже на самых ранних стадиях развития, а именно в интенциональной фазе.

Шесть этих сфер переживания очень легко соотнести с психологией нормального детского развития. Дюрссен (Dьhrssen 1954) попытался сопоставить данные психологии развития с психологией побуждений, связать их друг с другом и на их основе описать психогенные заболевания у детей и подростков.

Если теперь мы еще раз взглянем на описанные шесть сфер переживаний в более широком контексте, а именно с точки зрения антиномической конфликтности, то в зависимости от преобладания тех или иных компонентов всю сферу переживаний можно разделить на три части:

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...