Переживание интенционального побуждения

Шульц-Хенке одним из первых указал на особое значение интенциональных потребностей для последующего развития невроза. Понятие интенциональности, разработанное Гуссерлем и Брентано, благодаря Шульцу-Хенке стало широко распространенным научным термином. В случае переживания интенционального побуждения, согласно Шульцу-Хенке, речь идет о том, что «нечто», возможно, еще до рождения, но особенно после рождения, побуждает человека обратиться к миру. Эта обращенность к миру имеет генерализованный эмоциональный характер и описывается понятием «любопытство».

Переживание каптативного, орального побуждения

Когда в процессе своего развития маленький ребенок переходит к более целенаправленным движениям, необходимое обращение к миру, согласно Шульцу-Хенке, приобретает характер хватания. Он пишет: «За этим стоит желание обладать. На латыни здесь говорят о сареге. Поэтому . выбрано понятие "каптативный"» (там же, 25).

Специфической формой хватания у младенца является хватание ртом, а поскольку этот оральный мир имеет особое значение для последующего развития, в качестве обозначения этой сферы потребностей сохраняется также и старое название «оральный».

Переживание ретентивного, анального побуждения

Когда маленький ребенок завоевал мир вышеописанным способом, то есть захватывая, согласно Шульцу-Хенке, появляется новая потребность: он хочет удерживать. Шульц-Хенке пишет: «Здесь снова имеется латинское выражение: «retinere», отсюда и производное слово «ретентивный»» (там же, 28).

Самая первая возможность реагировать ретентивно у маленького ребенка возникает тогда, когда его приучают к опрятности. Ему нужно всего лишь сомкнуть анус и не отдавать фекалии. Ввиду важности этой первой «пробы сил» маленького ребенка в отношениях со взрослыми для обозначения данной категории побуждений Шульц-Хенке здесь также оставляет старое название «анальный». Отметим, однако, что уже здесь можно наблюдать агрессивные компоненты.

Переживание агрессивного побуждения, обусловленного стремлением к самоутверждению

В ходе дальнейшего развития ребенка, прежде всего в связи с созреванием его моторики, появляется побуждение, которое Шульц-Хенке называл также «моторным стремлением к разрядке». При этом из-за относительной неловкости ребенка иногда оно становится также причиной разрушений. Слово «агрессия» происходит от латинского «ad-gredi» и означает «движение к». Если же движение влечет за собой разрушение предмета, то ad-gredi становится агрессией в собственном смысле слова.

Если ребенку благодаря его моторным навыкам удается «разрушить» предмет, например уронить башню, то он испытывает чувство триумфа. Если в ответ на свои действия он получает поддержку у окружения, то чувство триумфа даже усиливается. Поэтому, согласно Шульцу-Хенке, возникает «естественная связь между ad-gredi, агрессией и стремлением к самоутверждению» (там же, 34).

И только после переживания «деструктивного» триумфа ребенок начинает созидать, получать «радость от труда». Радость от созидания вполне можно считать эквивалентом позитивной агрессии, и в свою очередь здесь нетрудно установить связь со стремлением к самоутверждению.

Переживание уретрального побуждения

В данном случае речь идет о том, чтобы мочиться без принуждения, пускать струю по высокой дуге или позволять себе писаться. Оно тесно связано с агрессивной потребностью или потребностью в самоутверждении, с одной стороны, и сексуальной потребностью — с другой, а потому поначалу может показаться странным, что его выделяют в качестве самостоятельного переживания. Однако речь здесь идет лишь о переплетении, а не о тождестве.

Переживание любовного, сексуального побуждения

Уже последние три вида потребностей представляют собой очень сложные образования, и, по мнению Шульца-Хенке, в еще большей степени это относится к любовному стремлению. Он полагает, что наряду с чисто сексуальными стремлениями правомерно говорить об автохтонных потребностях как в сфере нежных чувств, так и в сфере эротики, которые не имеют ничего общего с сублимацией. Об этом говорит хотя бы тот факт, что зачатки стремления к нежности можно обнаружить уже на самых ранних стадиях развития, а именно в интенциональной фазе.

Шесть этих сфер переживания очень легко соотнести с психологией нормального детского развития. Дюрссен (Dьhrssen 1954) попытался сопоставить данные психологии развития с психологией побуждений, связать их друг с другом и на их основе описать психогенные заболевания у детей и подростков.

Если теперь мы еще раз взглянем на описанные шесть сфер переживаний в более широком контексте, а именно с точки зрения антиномической конфликтности, то в зависимости от преобладания тех или иных компонентов всю сферу переживаний можно разделить на три части:

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...