Мы здесь довольно подробно говорили о раздвоенности человека прежде всего потому, что именно в этой «природе» человека Шульц-Хенке видит почву, на которой произрастает все остальное; в конечном счете она предстает определяюгцей, независимой переменной. Антиномия является составной частью человеческой жизни, и каждый человек в той или иной степени будет терпеть неудачу в стремлении гармонично и безболезненно разрешить неизбежные конфликты. Никакое воспитание не способно этому воспрепятствовать.

Невротическим конфликтом жизненные констелляции человека становятся только тогда, когда потребности уже не могут переживаться полностью, то есть когда они существуют исключительно в латентном состоянии. В результате раздвоенность «углубляется» сверх всякой нормальной меры. Антиномия превращается в амбивалентность. С амбивалентным переживанием мы часто встречаемся в случае невротических проявлений. Можно сказать, что выздоровление пациента, помимо прочего, наступает тогда, когда амбивалентность снова становится полностью переживаемой и со всей ответственностью принимаемой антиномией.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...