Итак, Шульц-Хенке считал, что ни одна потребность не может возникнуть у человека без того, чтобы тут же не проявились и противоположные импульсы, имеющие характер противодействия. Следовательно, по его мнению, любое полное переживание побуждения обязательно состоит из двух частей: агонистической и антагонистической.

Поскольку в дальнейшем мы еще будем говорить об антагонистической стороне, обратимся вначале к отдельным «элементам» агонистического переживания побуждения. Мы обнаружим аспекты, одни из которых Фрейд относил к Оно, а другие к Я. Проще всего нам проиллюстрировать модель побуждения на примере, которым пользовался также Шульц-Хенке: я смотрю на яблоко и испытываю желание его съесть. Следовательно, я испытываю орально-каптативный импульс, импульс, относящийся к сфере стремления к обладанию. Рассмотрим эту потребность более детально. Вначале я воспринимаю яблоко. Я могу видеть его форму и цвет, ощутить его гладкую, холодную, напоминающую воск поверхность; я могу оценить рукой его тяжесть, почувствовать его запах. Когда мы говорим обо всех этих восприятиях, речь идет о компонентах побуждения, впервые сформировавшихся еще в интенциональной фазе.

Но для того, чтобы во рту у меня выделялась слюна, одного только восприятия недостаточно. Кроме него, должны также присутствовать компоненты представления. Они возникают благодаря моей способности воображения. Обычный здоровый человек обладает множеством представлений. Сюда относятся также и весьма специфические переживания; например, то, что яблоко сорта гравенштейн не только выглядит иначе, чем яблоко сорта боскоп, но и отличается от него по вкусу. Восприятия, возникающие в данный момент, связываются с накопленными представлениями. Мы «распознаем». Однако с помощью наших представлений осуществляется не только дифференциация, но и оценивание. Например, восприятие «очень твердое и зеленое» связывается с суждением «незрелое»; восприятие «упруго-эластичное» — с суждением «спелое», а восприятие «мягкое, сморщенное, покрытое бурыми пятнами» с суждением «подгнившее, неприятное на вкус».

Пойдем, однако, в нашем примере несколько дальше: наряду с элементами восприятия и представления при более точной интроспекции можно зарегистрировать еще и нечто третье, а именно появление «эмоциональности». Этот эмоциональный тон может быть самым разным. При виде яблока у меня может возникнуть своего рода предвкушение того, как я буду есть сочную фруктовую мякоть. Шульц-Хенке говорит об «эмоциональности». Она является особенно важным элементом, поскольку, по его мнению, в результате устанавливается определенное соотношение отдельных компонентов, то есть благодаря ей побуждение переживается как единое целое.

Но и этого еще недостаточно. К эмоциональности примешиваются также ощущения от иннервации тела, среди них, например, мышечные. Шульц-Хенке весьма осторожно говорит здесь о «состоянии, напоминающем возбуждение». И только тогда, когда эмоциональность и «нечто напоминающее возбуждение» интенсифицируются и становятся агрегатами особой индивидуальности, возникает то, что обычно называют аффектом. Только подобная интенсификация делает переживание побуждения аффективным. В нашем примере как раз и произошла бы подобная интенсификация, что привело бы к оральному аффекту.

Однако любой импульс остался бы на стадии созерцания, если бы к нему не добавился важный элемент, а именно то, что Шульц-Хенке называет «поведенческим компонентом». Если бы моторика не трансформировала аффект в действие, я бы не смог съесть яблоко. Вначале все это является лишь агонистической стороной во всех ее проявлениях.

Однако, по мнению Шульца-Хенке, при определенных условиях полноценная потребность может переживаться даже в отсутствии восприятия. Я могу, например, захотеть съесть яблоко, даже его не видя. Зато в таком случае особенно выраженным будет представление о яблоке.

В особом случае могут отсутствовать даже и восприятия, и представления. Тогда вместо них отчетливо проявляется состояние, напоминающее возбуждение, или агрегат эмоций, мышечных или других ощутимых телесных изменений (например, сухость во рту). Чтобы лучше понять, о чем, собственно, здесь идет речь, следует заметить, что состояние, напоминающее возбуждение, если использовать другую терминологию, в целом соответствует ощущению «интероцептивных раздражителей» (Павлов). Этот особый случай относится ко всем физиологическим потребностям, которые, как правило, периодически у нас возникают, таким, например, как голод и жажда. Только при интенсификации состояния, напоминающего возбуждение, возникает аффект, например желание поесть.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...