Прежде чем более подробно разобрать «побуждения», имеющие отношение к неврозам, представляется важным еще раз подчеркнуть, что Шульц-Хенке понимал подчеркивание автохтонного характера догенитальных влечений, о которых говорил Фрейд, исключительно как смещение акцентов и предполагал, что факты, эмпирически установленные Фрейдом и его учениками, являются общеизвестными. Поэтому мы не будем здесь подробно описывать важные в нейропсихологическом отношении потребности, а сделаем основной акцент на нововведениях Шульца-Хенке. Мы лишь в редких случаях будем упоминать здесь общеизвестные данные глубинной психологии, которые были описаны в литературе еще до публикаций Шульца-Хенке. Многое из того, что в 1931 году было «новым», сегодня — несколько десятилетий спустя — уже взято на вооружение аналитиками. Особенно это является верным, если, подобно Шульцу-Хенке, иметь в виду описанные факты, а не различную терминологию.

Далее, следует повторить, что Шульц-Хенке хотел зарезервировать термин «до-генитальный» за теми феноменами, которые действительно являются предшественниками детской сексуальности. Все остальные парциальные влечения в качестве автохтонных он относил к сексуальному влечению. Он выступал против употребления термина «влечение» и вместо этого называл то, что можно выявить при интроспекции, «переживанием влечения», а затем «переживанием побуждения», структура которого изложена в последней главе.

Некоторые аспекты переживания побуждений становятся понятными только в том случае, если рассматривать типичные последствия их торможения, поэтому, когда это необходимо, нам приходится указывать на возможные их нарушения. Сам Шульц-Хенке постоянно описывает побуждения с точки зрения их возможной конфликтности и последующего торможения. С этим связано также и то, что активная сторона всех переживаний побуждения в его работах выглядит чрезмерно акцентуированной, тогда как одновременно возникающим «пассивным» переживаниям уделяется меньше внимания. Последние он подробно описывает, рассуждая о «природе» человека, и имплицитно подразумевает в ходе изложения своего психотерапевтического подхода; однако при описании тяжелых неврозов, которым в его учебнике уделяется основное внимание (поскольку аналитическую психотерапию он считал обязательной только для лечения тяжелых неврозов), он делает это лишь мимоходом. В то время, когда он жил, и в том регионе (север Германии), где он работал, торможению в раннем детстве подвергались прежде всего активные стороны переживания побуждений; все остальное являлось исключением. Именно так следует понимать его утверждение, что основное внимание в терапевтической работе следует уделять ограниченности экспансии во всех сферах побуждений.

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...