Своим подробным и точным описанием переживания интенционального побуждения Шульц-Хенке в свое время создал нечто новое, хотя некоторые другие авторы также описывали соответствующие психические состояния в ранних фазах детского развития. Здесь, например, можно упомянуть характеристику «эго-косми-ческого Я», данную Федерном (Federn 1956), или принадлежащее Ференци описание так называемой «фазы безусловного всемогущества» (Ferenczi 1913).

Специфика разработанной Шульцем-Хенке концепции заключается в особом акценте на развивающихся уже в самом раннем детстве переживаниях побуждения, которые обладают интенциями, то есть явно выраженными активными устремлениями. Понятие интенциональности заимствовано у Гуссерля и Брентано, которые говорили об «интенциональных актах», интенциональной направленности. Шульц-Хенке постоянно подчеркивал значение этой фазы для развития всех душевных переживаний, указывая, например, что речь здесь идет о «сфере переживания огромнейшей важности» (Schultz-Hencke 1951).

Он описывал это активное стремление «как самую общую направленность на все, что было воспринято». На восприятия младенец реагирует чувствами или же только оттенками чувств. Насколько при этом важны именно эти корреспондирующие эмоциональные компоненты, станет нам понятным в дальнейшем, когда пойдет речь о процессах нарушений и их последствиях. Впрочем, в аспекте современных направлений исследований представляется небезынтересным, что еще в 1951 году Шульц-Хенке говорил о возможности нарушений внутриутробного восприятия.

Пожалуй, наиболее четкую характеристику переживания интенционального побуждения мы обнаруживаем в его книге о шизофрении, где он пишет «Еще до того как младенец обращается к миру орально или мануально (с помощью рук), он обращает на него свое внимание визуально, аудитивно и в целом активно. Самые разнообразные эмоциональные качества, эмоциональные акты (психологически понимаемые) "направляются" на мир, его "интенционируют"» (Schultz-Hencke 1952, 34).

Присоединяясь к Шульцу-Хенке, можно сказать, что речь здесь идет о совершенно особого рода внимании, имеющем общий характер интенсивной направленности.

Хотя, рассматривая развитие ребенка, Шульц-Хенке предпосылает интенцио-нальность всем остальным сферам побуждений, он все же говорит об этом только условно. Скорее, для него здесь более важным является временной приоритет возможных нарушений такого стремления. Он, например, не имел в виду, что «ораль-ность» младенца появляется позже, чем интенциональность. В отличие от него Риманн (Riemann 1970), например, пытается определить интенциональность как доэдипову фазу. Пожалуй, еще более понятным становится то, что Шульц-Хенке понимал под интенциональностью, когда в качестве главной цели этого переживания он выделяет любопытство [die Neugier] и говорит о необходимости понимать это слово буквально: как «зависть [die Gier] к новому [das Neue]», как интенсивное «жадное» стремление узнать новое и принять его в себя. Животное также с разной интенсивностью является «любопытным», однако человек отличается от стоящих ближе всего к нему антропоидов, помимо прочего, необычайной дифференцирован-ностью своей продиктованной любопытством направленности на внешний мир.

На этом описание переживания интенционального побуждения — понять и изложить которое, как верно отмечает Дюрссен, наиболее сложно — можно закончить. Однако его фундаментальное значение становится понятным лишь при описании разнообразных возможностей его нарушений, зачастую имеющих тяжелые последствия.

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...