Подобно тому, как благодаря введению понятия каптативности Шульц-Хенке описал широкую область переживания оральности, он попытался также, используя понятие «ретентивность», охарактеризовать одну особую сторону мира анальных переживаний (см. также статью П. Хайманн в т. I).

С помощью слова «ретентивный» (= удержанный) по аналогии с тенденцией удерживать экскременты описывается общая потребность человека удерживать, накапливать и сохранять приобретенные вещи. Также и здесь прежде всего напрашивается мысль о предметах материального мира, то есть о сохранении денег и вещей, а также о радости от обладания ими. Но и здесь тоже ретентивные тенденции не ограничиваются материальным сектором, они играют также определенную роль в сфере межличностных отношений. По отношению к другому человеку можно быть «сдержанным», «закрываться». Это представляет собой ретентивность по отношению к собственным чувствам. Далее, другого человека можно сделать объектом ре-тентивных потребностей, хотеть «удержать» его для себя, попытаться «сдержать» свои чувства, «сохранить» дружбу.

Также и обращение со всем преходящим имеет ретентивные компоненты. Шульц-Хенке часто цитирует известные слова Ницше: «Ведь все удовольствие жаждет вечности». Так, например, человек может испытывать потребность остановить время, сохранить прошлое и вместе с ним все преходящее.

Ретентивность является обязательным элементом в духовной деятельности. Человек умственного труда должен быть способен накапливать отдельные факты, упорядочивать их и сохранять. Невозможно представить себе память без ретентивных функций. Ее органический коррелят можно обнаружить в мозговых механизмах сохранения информации.

Человек, которого в детстве приучали постоянно отдавать, и в дальнейшем будет многое упускать сквозь пальцы — как материальные предметы, так и нематериальные. При определенных условиях он не сможет, как бы ни старался, «удерживать» и людей, парадоксальным образом получая радость от «давания».

Остановимся вкратце на периоде развития первых анально-ретентивных переживаний и их нарушениях. Речь здесь прежде всего идет о периоде приучения к опрятности, примерно в начале второго года жизни. Шульц-Хенке подчеркивает, что в это время родители впервые требуют от маленького ребенка отдать собственное имущество, а именно фекалии, причем именно тогда, когда этого желают воспитатели, и в специально отведенном ими месте. Этому требованию противостоят собственные потребности ребенка в удерживании и сохранении.

В работе «Заторможенный человек» Шульц-Хенке утверждает: «Ребенок впервые здесь сталкивается с тем, что от него что-то требуют . Непрерывно, снова И снова, повторяя все это поистине тысячу раз, маленький ребенок спорит со своим требовательным окружением. Здесь на основе внутреннего и внешнего опыта он впервые приобретает свой особый стиль поведения — решает отдавать или нет, послушаться или упрямо удерживать имеющееся в нем» (Schultz-Hencke 1940,26).

Таким образом, здесь впервые возникает борьба за власть. Если ребенок сдается, то это может иметь стойкие существенные последствия. Если мать настолько одержима приучением своего ребенка к опрятности, что отказывает ему в спокойно-экспансивном приспособлении, то этим, согласно Шульцу-Хенке, она буквально парализует его ретентивные устремления. Первоначальная тенденция к самостоятельному контролю может в таком случае разрушиться, и в результате при определенных обстоятельствах в личности ребенка будет утрачено нечто важное. Ребенок становится взрослым, который не может сказать «нет». Ибо матери, которые столь нетерпимы в своем стремлении приучить ребенка к опрятности, и в остальном добиваются осуществления своих желаний насильственным образом. И точно так же, как они пытаются добиться безусловного послушания, они часто требуют отдачи любви.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...