Подобно тому, как благодаря введению понятия каптативности Шульц-Хенке описал широкую область переживания оральности, он попытался также, используя понятие «ретентивность», охарактеризовать одну особую сторону мира анальных переживаний (см. также статью П. Хайманн в т. I).

С помощью слова «ретентивный» (= удержанный) по аналогии с тенденцией удерживать экскременты описывается общая потребность человека удерживать, накапливать и сохранять приобретенные вещи. Также и здесь прежде всего напрашивается мысль о предметах материального мира, то есть о сохранении денег и вещей, а также о радости от обладания ими. Но и здесь тоже ретентивные тенденции не ограничиваются материальным сектором, они играют также определенную роль в сфере межличностных отношений. По отношению к другому человеку можно быть «сдержанным», «закрываться». Это представляет собой ретентивность по отношению к собственным чувствам. Далее, другого человека можно сделать объектом ре-тентивных потребностей, хотеть «удержать» его для себя, попытаться «сдержать» свои чувства, «сохранить» дружбу.

Также и обращение со всем преходящим имеет ретентивные компоненты. Шульц-Хенке часто цитирует известные слова Ницше: «Ведь все удовольствие жаждет вечности». Так, например, человек может испытывать потребность остановить время, сохранить прошлое и вместе с ним все преходящее.

Ретентивность является обязательным элементом в духовной деятельности. Человек умственного труда должен быть способен накапливать отдельные факты, упорядочивать их и сохранять. Невозможно представить себе память без ретентивных функций. Ее органический коррелят можно обнаружить в мозговых механизмах сохранения информации.

Человек, которого в детстве приучали постоянно отдавать, и в дальнейшем будет многое упускать сквозь пальцы — как материальные предметы, так и нематериальные. При определенных условиях он не сможет, как бы ни старался, «удерживать» и людей, парадоксальным образом получая радость от «давания».

Остановимся вкратце на периоде развития первых анально-ретентивных переживаний и их нарушениях. Речь здесь прежде всего идет о периоде приучения к опрятности, примерно в начале второго года жизни. Шульц-Хенке подчеркивает, что в это время родители впервые требуют от маленького ребенка отдать собственное имущество, а именно фекалии, причем именно тогда, когда этого желают воспитатели, и в специально отведенном ими месте. Этому требованию противостоят собственные потребности ребенка в удерживании и сохранении.

В работе «Заторможенный человек» Шульц-Хенке утверждает: «Ребенок впервые здесь сталкивается с тем, что от него что-то требуют . Непрерывно, снова И снова, повторяя все это поистине тысячу раз, маленький ребенок спорит со своим требовательным окружением. Здесь на основе внутреннего и внешнего опыта он впервые приобретает свой особый стиль поведения — решает отдавать или нет, послушаться или упрямо удерживать имеющееся в нем» (Schultz-Hencke 1940,26).

Таким образом, здесь впервые возникает борьба за власть. Если ребенок сдается, то это может иметь стойкие существенные последствия. Если мать настолько одержима приучением своего ребенка к опрятности, что отказывает ему в спокойно-экспансивном приспособлении, то этим, согласно Шульцу-Хенке, она буквально парализует его ретентивные устремления. Первоначальная тенденция к самостоятельному контролю может в таком случае разрушиться, и в результате при определенных обстоятельствах в личности ребенка будет утрачено нечто важное. Ребенок становится взрослым, который не может сказать «нет». Ибо матери, которые столь нетерпимы в своем стремлении приучить ребенка к опрятности, и в остальном добиваются осуществления своих желаний насильственным образом. И точно так же, как они пытаются добиться безусловного послушания, они часто требуют отдачи любви.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Последователи Фрейда
...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...