Шульцу-Хенке не раз приходилось наблюдать ретентивную заторможенность. В ценностных представлениях его времени ретентивное поведение сплошь и рядом имело негативный оттенок. Нередко в процессе воспитании обычные ретентивные импульсы ребенка сразу же осуждались как проявления «непослушания, упрямства, недоброжелательности».

Хотя при возникновении у маленького ребенка первого анально-ретентивного переживания оно касается целиком его самого, его собственной телесности, его собственной телесной субстанции, которую ребенок отдает или сохраняет, это поведение и в самом деле может приобрести по отношению к внешнему миру агрессивный характер. Маленький ребенок может сопротивляться «отдаче», делая взрослых бессильными. В дальнейшем сходную роль играют скупость, молчание или иное эмо-ционально-ретентивное поведение.

Уже в телесных проявлениях, связанных с ретентивностью, содержится еще один двойственный аспект. Органом, о котором обычно идет речь в случае переживания анально-ретентивных побуждений, является анус. Однако по-доб-но тому, как в случае оральности наряду со ртом действуют и другие органы, точно так же и здесь, помимо ануса, имеется другая часть тела — нижний отдел кишечника. Если анус «удерживает», то очевидной функцией нижнего отдела кишечника является «выталкивание». Таким образом, фекалии могут стать «снарядом»: ими можно испачкать человека и окружение, доставить неприятность смрадом, уязвить. В переносном смысле мы говорим, например: «изгадить» и «обмарать». Таким образом, не только удерживание, но и отдача может служить агрессии.

Сама по себе агрессивная сторона анальности будет рассмотрена в следующем разделе данной статьи. Однако здесь ее также следовало упомянуть, чтобы показать тесную связь между анальностью и агрессией. Разделение является искусственным, но все же необходимым. Ретентивная сторона анальности более близка к оральности, чем к агрессии. В обеих сферах речь идет об обладании в широком смысле. Но если оральность прямолинейно направлена на взятие, то анальность содержит уже в себе антагонистические тенденции — отдавать и удерживать. Антиномические конфликты в сфере стремления к обладанию разыгрываются, следовательно, между желаниями брать, давать и удерживать.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...