Шульц-Хенке рассматривал развитие переживания агрессивного побуждения не только в анальной и последующей уретральной фазе, но и в промежуточных. Возможности для специфического агрессивного поведения возникают здесь благодаря происходящему на втором или на третьем году жизни общему созреванию моторики. Подобно тому, как уже в период приучения к опрятности имелись возможности для самостоятельных ответов на требования воспитателей, так и в этой моторно-агрессивной фазе в еще большей степени проявляются тенденции к собственному ответу на веления и запреты взрослых. Ситуация «мать—ребенок» расширяется благодаря приобщению других людей — отца, братьев, сестер и прочих родственников. Происходящие здесь столкновения способствуют отграничению собственной персоны от окружающих людей. Ребенок начинает говорить «я».

Шульц-Хенке указывает, что агрессия является лишь частным случаем категориального побуждения ad-gredi, общего приближения к миру. Если исходить из субъективной потребности, то здесь можно также говорить о «стремлении к моторной разрядке». Уже в орально-каптативной фазе ребенок активно обращается к миру. Но теперь он это делает не только руками, но и всей мускулатурой. Он научился бегать и теперь действительно движется по направлению к людям и вещам.

Некоторые из форм детской активности этого периода развития, по мнению Шульца-Хенке, смешиваются с интенциональными агрессивными тенденциями; при этом речь идет исключительно о последствиях по-прежнему существующей моторной незрелости. Кроме того, определенные формы детского поведения, такие, как переворачивание, разбрасывание, разрывание, разбивание, нередко оказываются столь интенсивными потому, что маленькому ребенку пока еще не ведомо настоящее сочувствие и у него нет пока еще понятий для обозначения целостности, совершенства и красоты — категорий, которые полностью формируются лишь в пубертате.

«Нередко бывает, что, перевернув стул, маленький ребенок стоит рядом довольный, сияет от результата своего действия, наслаждается чувством власти над вещью и своей силой. В дальнейшем он намеренно переворачивает предметы, а затем пытается точно так же обходиться с людьми. Он в высшей степени удовлетворен и счастлив, когда те ведут себя так, словно являются слабыми и беспомощными, уступая силе ребенка» (Schultz-Hencke 1940, 30).

Шульц-Хенке считает эту промежуточную фазу безусловно необходимой для того, чтобы индивид в дальнейшем справлялся с работой, мог формировать свою жизнь, а также успешно противостоять другим людям. «Тот, кто, будучи ребенком, не имел возможности испытать триумфа разрушения, точно так же без удовлетворения, без радостного подъема подходит и к созиданию. Кто не привык гордиться своей силой и властью над вещами, внутренне опирается на одобрение со стороны ближайшего окружения и в дальнейшем не имеет тех установок, которые необходимы ему, чтобы утвердить себя в жизни среди людей» (там же, 32). Только после переживания беспрепятственного ad-gredi, которое в качестве «побочного продукта» может иметь деструктивный характер, возникает нечто, что можно назвать радостью от работы.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...