Переживание агрессивного побуждения, обусловленного стремлением к самоутверждениюЭнциклопедия глубинной психологии / Последователи Фрейда / Неопсихоанализ Харальда Шульца-Хенке / Переживание агрессивного побуждения, обусловленного стремлением к самоутверждениюСтраница 2
Далее, по мнению Шульца-Хенке, важно, чтобы ребенок в это время получал подкрепление своих действий со стороны внешнего мира. Ибо благодаря этому он приобретает чувство, что его ценят другие. Д\я существования в мире это чувство признания является важнейшим компонентом переживания в целом. Таким образом, ad-gredi, агрессия и признание составляют единое целое, а потому к понятию переживания агрессивного побуждения добавляется также термин «стремление к самоутверждению». Шульц-Хенке указывает на то, что в стремлении к самоутверждению ребенка преобладает моторно-экспансивный элемент. Чем старше становится человек, тем реже он ведет себя моторно-экспансивно. Вместо этого на передний план выступают элементы внутренней установки, которые в сочетании со спокойным поведением обеспечивают самоутверждение на долгое время. Если в той или иной степени оно оказывается успешным, то постепенно развивается установка, которую лучше всего охарактеризовать словом «достоинство».
Вопрос о том, существует ли у человека автохтонное переживание агрессивного побуждения в смысле деструктивных потребностей, Шульц-Хенке оставляет открытым. Но он считает это скорее маловероятным. Точно так же он считает маловероятным, что у человека имеется исходное стремление ненавидеть. Ненависть, по его мнению, возникает тогда, когда «мир, материал или другие люди оказывают сопротивление. В этом, однако, одновременно содержится указание на то, что . подавленное ad-gredi . должно сконденсироваться в запруженную ненависть — если окажется невозможной разрядка в другом направлении, например в какой-либо иной сфере потребностей» (Schultz-Hencke 1951, 34).
Смотрите также
Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным
развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации
трудовой деятельности. Тщательное и ...
Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению
переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь.
Станислав Ежи Лец
Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования
и изучения является конфликт, состоят ...