Как уже отмечалось в предыдущем общем обзоре, переживание уретрального побуждения, на которое указывал еще Абрахам (Abraham 1924,1925), тесно связано с агрессивным побуждением и потребностью в самоутверждении, с одной стороны, и сексуальным побуждением — с другой, но все же им не тождественно. С помощью интроспекции можно доказать наличие у человека сферы переживаний уретральных потребностей, хотя эта структура является еще более сложной, чем все предыдущие. Кроме того, имеются явно выраженные симптомы, которые связаны с мочеиспусканием и, вероятно, также с органами, отвечающими за образование мочи. Поэтому Шульц-Хенке также настаивает на отдельном описании этого побуждения.

Итак, в случае уретральной потребности речь прежде всего идет о функции мочеиспускания. У младенцев как мужского, так и женского пола, а также у маленьких детей имеется одинаковая, пока еще неспецифическая в половом отношении простая, непосредственная потребность мочиться, стремление делать это по своей воле, вне зависимости от временных или пространственных ситуаций. И только в результате сопротивления воспитателей, вследствие запретов или угрозы потери любви произвольный акт может превратиться в агрессию, подобно тому, как это происходит в случае анальных функций. «Основной акцент уретрального явления, без сомнения, приходится на его агрессивную сторону, особенно на потребность быть свободным от принуждения — и, если имеется или угрожает внешнее принуждение . вести себя произвольно» (Schultz-Hencke 1951, 36).

При всем значении произвольности нельзя оставлять без внимания то, что в данном случае речь идет все же о «мочеиспускании». Уже отмечалось, что ребенок делает это, доверяя своему любящему окружению. Поскольку и мальчик, и девочка ощущают, что окружающим людям хотелось бы, чтобы моча «была отдана», в эмоциональном отношении мочеиспускание может приобрести характер дарения. Таким образом, отдача и самоотдача могут быть тесно взаимосвязаны. «Удовлетворение уретральных потребностей, если рассматривать в этом аспекте, оказывается теснейшим образом связанным с другой важной для человека сферой потребностей, а именно с потребностью в самоотдаче» (там же).

Потребность в самоотдаче является новой специфической стороной уретраль-ности. Хотя она является основой сексуального переживания, все же содержит в себе нечто по своей сути самостоятельное. Самоотдача как активное стремление играет очень важную роль в интимных контактах между мужчиной и женщиной. Оба партнера, а не только женщина должны быть в равной степени способны к самоотдаче.

Однако уже и в уретральной области возникают первые специфические в половом отношении качества переживания. Для самоощущения человека имеет значение, как он мочится — стоя и имея возможность управлять струей или же в сидячем положении. А потому и у маленького мальчика, и у маленькой девочки примерно на третьем или четвертом году жизни появляется важный — также в эмоциональном отношении — опыт, связанный с этими фактами. Об этих важных качествах переживания, имеющих свою причину в разной анатомии и физиологии, сегодня, похоже, иногда забывают. Зачастую совершенно правомерная борьба за равноценность женщины в социальной сфере в пылу баталий превращается в борьбу за однородность. К этому могут примешиваться реликты из патриархальной эпохи, которые мы, например, обнаруживаем и в сочинениях Фрейда, когда игнорируется активная самоотдача обоих партнеров. В викторианскую эпоху самоотдача женщины смешивалась с зависимостью и подчиненностью.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...