По мнению Шульца-Хенке, потребность любить также является очень сложным образованием. Кроме того, он считал, что частные аспекты любовного стремления в силу его автохтонного характера следует описывать такими, как они есть, а не расширять, подобно Фрейду, понятие сексуальности: «Мы отказываемся . от предпринятого Фрейдом расширения понятия сексуальности и не хотим сохранять возникшую в результате досадную путаницу в нашей области исследования. Однако отказ от расширения понятия не означает зачеркивания полученных данных. Все, что можно доказать в качестве сексуального, должно регистрироваться и обозначаться, независимо от того, нравятся или нет эти факты кому-то» (Schultz-Hencke 1940, 32).

Шульц-Хенке объединял потребность в нежности, нацеленное на контакты позитивное отношение к людям, а также эротическое стремление наряду с непосредственной сексуальной потребностью в единое переживание побуждения, а именно в стремление к любви. И наоборот, он отказывался рассматривать несексуальные компоненты этого стремления как сексуальность, сдержанную в отношении цели (см. статью Б. Ницшке в т. I). Хотя он подчеркивает, что из нежности, нацеленного на контакты отношения к людям и из эротической потребности может развиться сексуальное желание, это еще не значит, что перечисленные стремления следует относить к сексуальности. Особенно наглядно это проявляется в случае нежности. Сам по себе факт, что потребность в нежности существует уже на первом и втором году жизни и что она тесно связана с кожным контактом и кожными ощущениями, отграничивает нежность от сексуальности в собственном смысле слова. Такое различение представляет не только теоретический интерес, но и является важным

для понимания пациентов, которые в сексуальном отношении не являются заторможенными и тем не менее неспособны к настоящей любви, поскольку их нарушения относятся к этой частной сфере. Насколько важным Шульц-Хенке считает это торможение, явствует из следующих его слов: «Если способность к переживанию нежных чувств, приобретенная на первом и втором году жизни, оказалась удушенной, то способность человека к установлению контактов может в значительной степени редуцироваться и даже почти совсем исчезнуть» (Schultz-Hencke, 33). Далее он говорит: «Важная часть нормальной самореализации человека заключается в нежно-любовном отношении к другим людям. Кто терпит здесь неудачу, при определенных обстоятельствах проигрывает и всю жизнь. Доверие и вера имеют нечто общее с нежностью» (там же, 34).

Под другим частным аспектом — под доброжелательным, нацеленным на контакты и общим позитивным отношением к другим людям — Шульц-Хенке понимает потребности, которыми универсально обладает каждый человек в качестве zoon politikon*. Здесь имеются далеко идущие параллели с тем, что при описании уретраль-ности было выделено как потребность в самоотдаче другим людям. Как и при взятии, давании и удержании, человеку трудно найти верную меру самоотдачи. Еще Клагес охарактеризовал этот антиномический конфликт как полярность между самосохранением и самоотдачей. Далее, важным аспектом является то, что стремление к самоотдаче часто оказываться тесно связанным с желаниями защищенности. Человек может себя отдать, если испытывает доверие. Он хочет, чтобы его принимали таким, как он есть. Разумеется, эти ярко выраженные потребности содержат в себе возможности нарушения.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...