По мнению Шульца-Хенке, потребность любить также является очень сложным образованием. Кроме того, он считал, что частные аспекты любовного стремления в силу его автохтонного характера следует описывать такими, как они есть, а не расширять, подобно Фрейду, понятие сексуальности: «Мы отказываемся . от предпринятого Фрейдом расширения понятия сексуальности и не хотим сохранять возникшую в результате досадную путаницу в нашей области исследования. Однако отказ от расширения понятия не означает зачеркивания полученных данных. Все, что можно доказать в качестве сексуального, должно регистрироваться и обозначаться, независимо от того, нравятся или нет эти факты кому-то» (Schultz-Hencke 1940, 32).

Шульц-Хенке объединял потребность в нежности, нацеленное на контакты позитивное отношение к людям, а также эротическое стремление наряду с непосредственной сексуальной потребностью в единое переживание побуждения, а именно в стремление к любви. И наоборот, он отказывался рассматривать несексуальные компоненты этого стремления как сексуальность, сдержанную в отношении цели (см. статью Б. Ницшке в т. I). Хотя он подчеркивает, что из нежности, нацеленного на контакты отношения к людям и из эротической потребности может развиться сексуальное желание, это еще не значит, что перечисленные стремления следует относить к сексуальности. Особенно наглядно это проявляется в случае нежности. Сам по себе факт, что потребность в нежности существует уже на первом и втором году жизни и что она тесно связана с кожным контактом и кожными ощущениями, отграничивает нежность от сексуальности в собственном смысле слова. Такое различение представляет не только теоретический интерес, но и является важным

для понимания пациентов, которые в сексуальном отношении не являются заторможенными и тем не менее неспособны к настоящей любви, поскольку их нарушения относятся к этой частной сфере. Насколько важным Шульц-Хенке считает это торможение, явствует из следующих его слов: «Если способность к переживанию нежных чувств, приобретенная на первом и втором году жизни, оказалась удушенной, то способность человека к установлению контактов может в значительной степени редуцироваться и даже почти совсем исчезнуть» (Schultz-Hencke, 33). Далее он говорит: «Важная часть нормальной самореализации человека заключается в нежно-любовном отношении к другим людям. Кто терпит здесь неудачу, при определенных обстоятельствах проигрывает и всю жизнь. Доверие и вера имеют нечто общее с нежностью» (там же, 34).

Под другим частным аспектом — под доброжелательным, нацеленным на контакты и общим позитивным отношением к другим людям — Шульц-Хенке понимает потребности, которыми универсально обладает каждый человек в качестве zoon politikon*. Здесь имеются далеко идущие параллели с тем, что при описании уретраль-ности было выделено как потребность в самоотдаче другим людям. Как и при взятии, давании и удержании, человеку трудно найти верную меру самоотдачи. Еще Клагес охарактеризовал этот антиномический конфликт как полярность между самосохранением и самоотдачей. Далее, важным аспектом является то, что стремление к самоотдаче часто оказываться тесно связанным с желаниями защищенности. Человек может себя отдать, если испытывает доверие. Он хочет, чтобы его принимали таким, как он есть. Разумеется, эти ярко выраженные потребности содержат в себе возможности нарушения.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...