Совершенно иначе Шульц-Хенке рассматривает эротическое стремление. Эрос, по его мнению, является созерцательным и направлен на совершенство и красоту; поэтому он редко сталкивается с миром. Заторможенность здесь практически не возникает.

Вполне естественно, что о самом сексуальном стремлении Шульц-Хенке говорит не так много, поскольку здесь он полностью согласен с уже существующими воззрениями. Он также подчеркивал, что многие табу раннего детства пригодны для того, чтобы вызывать разного рода невротическое развитие. Он разделял общее психоаналитическое представление о том, что сексуальность ребенка особенно резко отвергается и наказывается взрослыми и что в этой сфере могут возникать разнообразные торможения. Наряду с этим он пытался показать особенности детской сексуальности по сравнению с сексуальностью взрослых. Очевидным отличием является уже то, что у маленького ребенка не возникает оргазма. С другой стороны, сексуальное возбуждение у ребенка, сопровождающееся приятными ощущениями, несомненно, не ограничивается нежными чувствами. Степень подобного возбуждения была бы у детей еще большей, если бы при малейшем его проявлении у них не возникало чувство, что речь здесь идет о запретном.

Шульц-Хенке считает, что диапазон сексуальной возбудимости у здорового ребенка является очень большим, аналогичным такому же большому разбросу у взрослых. У мужчин такой разброс — речь идет о нормальных колебаниях — составляет от однократного до трехкратного проявления потребности в сексуальном удовлетворении в день и до проявления этой потребности лишь один раз в четыре недели. У женщин эта потребность может проявляться от одного раза в день до одного раза каждые два, возможно, даже три месяца.

Шульц-Хенке проводит различие между «сексуальным» и «генитальным». Под «сексуальным» он понимает возбуждения, простирающиеся от эмоциональных переживании до ощущении, локализованных во всем теле; такие сексуальные переживания часто можно наблюдать у подрастающего ребенка в пубертате; у женщин, пожалуй, они появляются гораздо позже. Это сексуальное возбуждение может возникать без какого-либо ощутимого участия гениталий. И наоборот, под генитальным возбуждением следует понимать ощущения, которые непосредственно связаны с половыми органами. Наблюдения показали, что уже маленький ребенок испытывает непосредственное генитальное возбуждение: мальчик ощущает эрекцию, девочка — разбухание половых органов. При прикосновении, нажатии или трении возбуждение может еще больше усиливаться. В таком случае оно является приятным.

Уже не раз отмечалось, что нарушения сексуального переживания нередко объясняются торможениями в предшествовавшие периоды развития. Тот, кто не может наслаждаться или активно создавать себе удовольствие вследствие торможения в оральном секторе, зачастую оказывается и неспособным к оргазму. Тот, кто не может беспрепятственно подходить к миру в самом общем смысле ad-gredi, нередко обнаруживает нарушения и в сексуальном секторе, поскольку он не умеет адекватно обращаться с партнером.

В заключение Шульц-Хенке критикует тенденцию обозначать любое проявление любопытства у четырех-пятилетнего ребенка как сексуальное переживание: любопытство и внимание, направленное в том числе и на сексуальные цели, относятся прежде всего к общей исследовательской потребности, присущей этому возрасту. Следовательно, вначале имеется «любопытство-возбуждение», не включающее в себя сексуальные эмоциональные компоненты. Однако, без сомнения, значительная часть детей, но далеко не все, уже в этом возрасте, проявляя свое любопытство, испытывают специфическое сексуальное возбуждение.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Последователи Фрейда
...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...