Аналогичным образом обстоит дело у детей с врожденной гиперсексуальностью, которую Шульц-Хенке считал третьим наследственным генетическим компонентом «Она относится к наиболее отягощающим факторам, которыми наследственно может наделить человека судьба. Ибо не стоит даже обсуждать того, что огромная часть общественных табу относится к сексуальности . равно как и то, что гиперсексуальный от природы человек подвергается особым опасностям. Вероятность конфликтов у него необычайно велика, вероятность того, что он окажется заторможенным, тоже» (Schultz-Hencke 1940, 70).

С другой стороны, Шульц-Хенке предостерегает от того, чтобы любое чрезмерное проявление сексуальности, моторики и чувствительности считать врожденным. Эти явления могут быть также вторичными — последствиями заторможенности в других сферах, то есть результатом сверхкомпенсации или замещающего удовлетворения.

Особое значение, однако, он придает сочетанию двух или трех вышеуказанных наследственных факторов. Это, по его мнению, может привести к значительным невротическим нарушениям. Сочетание гиперчувствительности, гипермоторики и гиперсексуальности он рассматривает как одну из возможных причин возникновения шизофренических заболеваний.

Другие наследственные факторы, имеющие отношение к психологии неврозов, следует искать в областях, которые Альфред Адлер описывал понятием неполноценности органов (см. статью К. Зеельманна в т. IV). Речь здесь идет прежде всего о функциональной слабости органов, которая затрудняет возможность установления контактов ребенка с миром, например о выраженной близорукости или тугоухости, или же об органических дефектах, на которые окружающие люди, как правило, отвечают отвержением или, по меньшей мере, негативными эмоциональными установками. Сюда относятся физические уродства, например волчья пасть, заячья губа, сильное косоглазие или общая обезображенность. В связи с этим Шульц-Хенке затрагивает также проблему так называемого «органического взаимного подкрепления» вследствие особой слабости органов или общей телесной дисфункции, что, например, проявляется в экссудативном диатезе.

Не претендуя на завершенность, мы вынуждены закончить на этом описание наследственных или врожденных факторов, способствующих возникновению неврозов. Важно подчеркнуть: Шульц-Хенке считал, что и в психопатологии мы также постоянно имеем дело с группой причин, «пучком» условий.

Среди перистатических факторов особенно важным с точки зрения психологии неврозов является нарушение переживаний побуждений. Наряду с общими социальными условиями решающим для возникновения невроза является все, что было неправильным в воспитании данного человека в раннем возрасте. Тормозящее влияние на свободное развитие ребенка прежде всего оказывают строгость и изнеживание со стороны ближайшего окружения. Шульц-Хенке также считает наиболее важными первые пять лет жизни ребенка. Патогенные влияния в этот период он называет первичными причинами. Они являются непременным условием последующего заболевания. Детальному их описанию будет посвящен один из разделов данной статьи.

Как правило, и в последующие годы своего развития ребенок остается в той же самой патогенной среде. Во многих случаях невротизирующая атмосфера будет оказывать дальнейшее влияние на ребенка. Тихий, сдержанный мальчик, у которого заторможена агрессия, будет искать себе друзей, которые тоже сдержанны и в общении с которыми ему не нужно будет предпринимать каких-либо попыток проявления агрессии, кажущихся ему невозможными. Девочка, не способная активно вмешиваться или просить, легко вливается в общество взрослых, которые превозносят эту ее заторможенность как скромность. Все действующие здесь факторы объединяются понятием «стабилизирующие причины».

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...