Если же человек чувствует, что, хотя его симптоматика и создает ему определенные трудности, но все же обеспечивает ему выход из ситуации, с которой он не способен справиться по-другому, то и в действительности, скорее всего, он будет реагировать в аналогичных ситуациях сходной симптоматикой. Таким образом, это значит: новые ситуации, с которыми невозможно справиться по-другому, будут провоцировать появление симптоматики и тем самым способствовать ее хронификации.

Однако существуют и другие так называемые хронифицирующие причины. Нередко пациенты начинают также замечать, что симптомы наряду с причиняемой болью иногда могут обеспечивать им и преимущества. Так, например, к больному из-за его недуга могут проявлять сочувствие и симпатию, которых он не мог получить прежде. Другого начинают щадить в ситуациях агрессивных споров, которых он страшно боится, третьему же предоставляют пенсию, которую он тщетно пытался получить прежде (вторичная выгода от болезни). Эти тенденции называются фи-нализациями; благодаря им симптомы в дальнейшим становятся хроническими.

Другие пациенты делают из своей беды добродетель. Как и в детстве в случае так называемых стабилизирующих причин, они теперь ищут сообщества, в которых их заторможенность будут расценивать как добродетель. Например, каптативно заторможенный человек создает из своего невротического поведения идеологию скромности и получает признание со стороны соответствующего, выбранного им окружения. Таким образом, патологическая идеологизация может играть важную роль в жизни, например, в некоторых радикальных религиозных сообществах, а также в группах, проповедующих определенное мировоззрение. Они пригодны для того, чтобы стабилизировать и делать хроническим патологическое поведение. Из-за них в психоаналитической терапии могут возникать серьезные трудности.

Следующую возможность хронификации невротической симптоматики представляют собой так называемые автоматизмы. Пациенты, которые постоянно сталкиваются с проявлениями своих симптомов, начинают бояться их появления, предвосхищают их в фантазии и, как считает Шульц-Хенке, в буквальном смысле этого слова в них «вчувствуются». Нередко невротические симптомы превращаются также в привычку и могут принимать характер безусловных рефлексов. Подобные автоматизмы играют важную роль, например, при фобиях, в частности при агорафобии и эритрофобии, а также в ритуалах при неврозе навязчивых состояний (см. также статью П. Куттера в т. I).

Далее, автоматизмы мы обнаруживаем также в мышечных симптомах, например при заикании. В отношении этих форм проявления Шульц-Хенке тогда уже давал рекомендации, напоминающие современные методы поведенческой терапии; в частности, он писал: «Метод аналитической психотерапии, направленный на компоненты невротических структур, в будущем, вероятно, должен быть дополнен методом, представляющим собой прагматическое упражнение» (Schultz-Hencke 1951,103).

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...