Когда перечислялись первичные причины, были упомянуты «строгость» и «изнеживание» со стороны воспитателей; строгость и изнеживание оказывают тормозящее воздействие на свободное проявление побуждений ребенка в первые пять лет жизни. Далее, уже говорилось, что Шульц-Хенке в этом торможении усматривал ядерный процесс любой невротической симптоматики. Вместе с тем в качественном отношении механизм торможения является универсальным процессом. Следовательно, речь отнюдь не идет о феномене, который загадочным образом и изолированно возникает лишь у определенных людей. Торможение необходимо, чтобы произошла достаточная адаптации к условиям жизни. В принципе лучшими средствами осуществить эту цель являются интеллект и разум; но человек в полной мере этими способностями не обладает, а потому он вынужден прибегать также к механизмам торможения. Здесь можно упомянуть представления из области этологии, согласно которым инстинктивно обусловленные механизмы торможения у животных служат сохранению вида; Шульц-Хенке считал процесс торможения инстинктивным реликтом. У заторможенного человека торможение проявляется более интенсивно, чем у здорового.

Хотя часто приходится слышать, что понятием «торможение» Шульц-Хенке заменил фрейдовский термин «вытеснение», это все же не совсем верно. Вытеснение, согласно Шульцу-Хенке, является частным случаем торможения. «Если возникновение торможения, заторможенности, сопровождается тем, что затрудняется воспоминание об отныне заторможенном переживании побуждения и об обстоятельствах торможения, то этот общий процесс называется вытеснением.-» (Schultz-Hencke 1949, 60).

Описание ядерного невротического процесса с помощью понятия торможения является, помимо прочего, более наглядным и упорядоченным. В этом состоит его преимущество. При использовании термина «вытеснение» очень сложно четко обозначить его результат, и наоборот, общий процесс торможения можно четко разделить на «заторможенное — тормозящее — заторможенность», при этом заторможенность представляет собой результат процесса торможения.

Таким образом, «заторможенное» означает ограниченное переживание побуждения. Но каковы специфические условия, в которых происходит торможение? То есть: что такое «тормозящее»? Тормозящее — это продукт, возникающий вследствие строгого или изнеживающего воспитания или строгого и изнеживающего воспитания попеременно в раннем детском возрасте. Легко понять, что строгость, например в форме жестокого наказания или постоянной враждебности, может вызывать страх и оказывать тормозящее влияние на стремления ребенка. Однако при определенных условиях изнеживание может иметь даже еще более неблагоприятные последствия. «Экспансивные силы ребенка не так-то просто парализовать наказаниями, например телесными, которые в определенном возрасте полностью соответствуют собственным агрессивным наклонностям ребенка. Если же мать окружает своего ребенка чрезмерной любовью, приучает его наслаждаться такой постоянной защищенностью, то ей очень легко удается посредством морализаторства ограничивать естественную экспансию ребенка. В таком случае ребенок боится потерять любовь, то есть утратить атмосферу нежности, и он отказывается от своих нежелательных, каптативных, ретентивных, агрессивных и сексуальных тенденций» (Schultz-Hencke 1940, 43—44). Далее, Шульц-Хенке продолжает: «Там, где ребенок с самого начала должен был вести себя свободно, он этого не делает. Он не берет там, где должен брать, он не обучается говорить "нет" там, где этого затем потребует жизнь, он не обучается утверждать себя, где должен делать это здоровым образом, он не от-важивается быть сексуальным там — в стремлении исследовать, в фантазиях или сексуальных играх, — где проявляют свою сексуальность незаторможенные дети» (там же, 44). Изнеживающая мать наряду со своей мягкостью может быть «строгой». Однако любое слишком изнеживающее и далекое от реальной жизни домашнее окружение обязательно становится строгим, когда ребенок проявляет свою неприспособленность к жизни.

Благодаря этим цитатам становится ясным, что Шульц-Хенке также считал, что торможение, как правило, является следствием не одноразовой сильной травмы, а многих незначительных травм — результатом общей атмосферы. По мере накопления подобных незначительных фрустраций первоначальная тревога ребенка постепенно сменяется рефлексами страха, которые подавляют данный импульс, как только он возникает. Но прежде ребенок еще совершает попытку насильственно удовлетворить свои потребности вопреки сопротивлению взрослых. Если это «насилие» снова наталкивается на отвержение, ребенку становится еще хуже, когда о себе заявляет его нежелательный импульс. У него развиваются все более интенсивные чувства вины. В результате рефлексы страха вместе с чувствами вины автоматически сдерживают переживание побуждения, причем взрослым уже не приходится вмешиваться. (Едва ли здесь нужно упоминать о Сверх-Я по Фрейду.)

Страницы: 1 2

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...