Следует заметить, что однажды и сами страхи оказываются недоступными сознательному переживанию — они тоже тормозятся. Это можно констатировать как факт, но наши знания пока еще недостаточны, чтобы ответить на вопрос «почему?» Шульц-Хенке использует здесь метафору «витальной защиты, витальной энергии». Очевидно, что жить ребенку с постоянно возникающим страхом попросту невозможно.

Особенно травматической Шульц-Хенке считает среду, которую создает сама крайне расщепленная мать; в этом случае строгость и изнеживание постоянно и неожиданно сменяют друг друга или воздействуют одновременно, в результате чего ребенку не остается ничего другого, как с недоверием замкнуться в себе. Такой же патогенной является комбинация «сильная мать — слабый отец». Такую констелляцию Шульц-Хенке часто наблюдал у родителей тяжелых невротиков. Другой, еще более распространенной травматической ситуацией является рождение брата или сестры. Неожиданно любовь, которую получал старший ребенок, достается новорожденному. Неожиданная потеря любви, после которой наступает период непривычной для ребенка строгости, является настолько распространенной первичной причиной, что в ходе анализа невротической структуры нередко можно догадаться, когда у больного появился младший брат или сестра; и наоборот, основываясь на том, когда родился брат или сестра, можно сделать вывод об особенностях невротической структуры.

Таким образом, страх наказания или потери любви тормозит переживание побуждения. Заторможенным может оказаться любой элемент побуждения: представление, восприятие, поведенческий компонент, аффект, каждый элемент по отдельности или в сочетании с другими. Однако заторможенной может оказаться и вся агонистическая сторона переживания, что в результате приводит к чрезмерному противодействию, поскольку начинают преобладать антагонистические импульсы. Ребенок, который уже не осмеливается активно вмешиваться, например, не хочет больше печенья или других вещей, к которым он раньше стремился, ярче всего остального будет ощущать стремление сохранить печенье. В субъективном переживании вместо первоначальной потребности образуется пробел. Нетрудно себе представить, каким окажется переживание пациента, если заторможены «более мелкие» элементы его побуждения, например «лишь» восприятие или представление, или поведенческий компонент импульса. В целом же можно сказать, что заторможенное субъективно соответствует пробелу в переживании.

В случае пробелов речь идет о феноменах «микропсихологического» свойства. Их можно выявить лишь с помощью аналитического метода Тот, кто привык подходить к проблеме исключительно макропсихологически, их существования не заметит. Точно так же сложно в дальнейшем выявить у пациента сопутствующие обстоятельства первичного процесса торможения. Сумма всех этих «с трудом вспоминаемых феноменов» (то есть «заторможенное» плюс сопутствующие обстоятельства торможения) соответствует «бессознательному» по Фрейду (см. статью Г. Кнаппа в т. I).

Заторможенное находится наготове. Оно угрожает — как уже говорилось — прорваться в ситуациях искушения и фрустрации. Поэтому Шульц-Хенке также использует в качестве синонима понятия «заторможенное» термин «латентное». О том, что еще является важной характеристикой механизма торможения, мы расскажем в следующей главе.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...