Воззрения, аналогичные идеям Шульца-Хенке о гигантских ожиданиях и притязаниях, можно обнаружить еще у Фрейда в его представлениях о фиксации и регрессии (см. статью Р. Хайнца в т. I). Шульц-Хенке также считает, что имеет смысл говорить о том, что пациент своими гигантскими ожиданиями «фиксирован» на «прежних переживаниях счастья» и/или желаниях. Он, однако, надеялся с помощью точного описания постепенного развития вторичных и третичных последствий первичных причин (а именно заторможенного переживания побуждения у ребенка) более верно отобразить формирование всех невротических проявлений. Он считает это важным для разработки концепции терапии, но прежде всего потому, что последующая дифференциация гигантских притязаний указывает на соответствующую область заторможенных побуждений. Понимание этого, разумеется, является крайне важным для успешного лечения.

Таким образом, наряду с орально-каптативной заторможенностью при парциальном подкреплении, то есть парциальном изнеживании в раннем детстве, у пациента могут сохраняться каптативные гигантские ожидания постоянного орального обеспечения посредством особого рода материнского заботливого отношения, из-за чего этот постоянно неудовлетворенный человек совершенно не замечает возможности, существующие в реальном мире взрослых. «Жизнь и люди рассматриваются с позиции того, смогут ли они обеспечить желанное. Этот характер требований и притязаний едва ли будет отсутствовать, когда тяжело заторможенный человек воображает себе лучший мир» (Schultz-Hencke 1940, 77; см. также ниже описание замещающего удовлетворения).

Это был пример орального гигантского ожидания. Ввиду важности данного аспекта невроза следует упомянуть и другие примеры. Ретентивное гигантское притязание может заключаться в не высказываемом вслух предположении, что в жизни не может быть никаких потерь. Наличие таких притязаний можно обнаружить в том, что данный человек оказывается чрезвычайно потрясен той или иной потерей. Это особенно бросается в глаза еще и потому, что речь идет о ретентивно заторможенном человеке, то есть о том, кто особенно любит дарить и давать. Здесь снова отчетливо проявляется противоречивость, присущая заторможенному человеку. Агрессивные или уретральные гигантские ожидания проявляются в нерефлексируе-мых притязаниях, связанных со стремлением к самоутверждению. Если данный человек не получает ожидаемого признания в том или ином обществе, то возникает агрессивный аффект или агрессивное настроение (но не спокойное ad-gredi или нормальная борьба за признание). В сексуальной сфере у пациента, например, может иметься иллюзорное ожидание, что без каких-либо усилий с его стороны, просто в силу своей сексуальной притягательности он будет пользоваться успехом у девушек.

Для всех гигантских ожиданий общим является то, что пациент, как правило, не может рефлексировать свои притязания, во всяком случае не видит их иллюзорного характера. Третичным последствием гигантских притязаний является также их дальнейшая переработка: благодаря рационализации недостаток может превратиться в достоинство и найти свое место в идеологии, которая затем может исповедоваться в группах и самим человеком.

Часто встречающимися последствиями процесса торможения являются инертность и гигантские ожидания с последующей их переработкой. Следует, однако, указать и на другие формы вторичной переработки, которые, впрочем, с такой регулярностью не наблюдаются.

Маленький ребенок воспринимает свою заторможенность как беспокойство, нарушающее его пассивность, его инертность. Он пытается компенсировать ощущаемый недостаток подобно тому, как пытаются компенсировать те или иные недостатки здоровые взрослые люди. Совершенно по-особому ребенок будет пытаться добиться такой компенсации, если первичная заторможенность не ограничила всю его экспансивность. Но поскольку у маленького ребенка пока еще нет чувства меры, адекватная компенсация становится невозможной. Поэтому возникает сверхкомпенсация. «Он [ребенок] будет проявлять себя более бурно, чем это свойственно всей его личности . Он будет активно настаивать, но быстро выбиваться из сил. Он будет вести себя агрессивно, но, скорее, не драться, а обзываться. Он будет активно проявлять сексуальность, но быстро раскаиваться .» (там же, 80).

Как мы видели, сверхкомпенсация возникает на основе здоровых реакций человека в ответ на ощущаемый недостаток. Это относится также к дальнейшим вторичным последствиям заторможенности, а именно к замещающему удовлетворению. Здоровый человек способен адекватно замещать свои потребности. «Здоровый,

нормальный человек характеризуется подобной пластичностью жизни своих влечений. Именно этой пластичности он обязан значительной частью настоящего счастья» (там же, 84).

И наоборот, заторможенный человек обращается к формам поведения, присущим ранним стадиям развития. Так, например, невротичный ребенок, который в определенных ситуациях должен уметь работать, начинает играть. Другой ребенок, которому хочется быть нежным, но которого отправляют играть, словно совсем маленький, сосет свой палец. Аналогичным образом ребенок постарше начинает есть, когда, например, вынужден вести себя агрессивно, другой ребенок — в ситуациях, когда от него требуется установить партнерские отношения с ровесниками. Нередко это является причиной возникновения прожорливости. Впрочем, любую зависимость в целом можно понимать как замещающее удовлетворение в самом широком смысле слова. В совершенно ином глубинно-психологическом контексте, когда речь идет о замещающем удовлетворении, мы соприкасаемся с фактами, которые Фрейд называл «регрессией».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...