Если с позиции психологии неврозов — как здесь это было изложено — рассмотреть, с одной стороны, нормальное развитие ребенка, а с другой — модель побуждений, а также процесс торможения с его последствиями, то, основываясь на микропсихологическом исследовании, можно вывести разнообразные, специфические для каждой фазы картины заторможенности. Попытка изобразить здесь все их многообразие завела бы нас слишком далеко, ибо возможности сочетаний указанных выше факторов поистине неисчислимы. В зависимости от того, заторможен, например, только один элемент побуждения или несколько, что преобладает — установки или заторможенность, каковы ее вторичные последствия и возможные третичные последствия, получающаяся в результате картина каждый раз будет иной. В конкретном случае, если мы хотим помочь пациенту, нужно проследить индивидуальный путь от первичного нарушения до полностью развившегося невроза.

Важно еще раз подчеркнуть, что здесь предполагается знание читателем классической аналитической литературы.

Шизоидная структура

Шизоидная структура является результатом нарушения в первой — интенцио-нальной — фазе развития ребенка. Уже благодаря этому совершенно четкому определению становится понятным, что шизоидность как расстройство, несмотря на некоторые черты сходства, не тождественна нарциссическим нарушениям, интерес к которым оказался в центре внимания благодаря работам Кохута (Kohut 1973) (см. соответствующую статью X. Хензелера в т. I).

Если новорожденный ребенок недополучает тепла, внимания и нежности при кожном контакте, не чувствует себя «в безопасности» ни во время сна, ни в бодрствовании, то его стремление к интенциональному обращению к миру все больше приходит в упадок. Насколько патогенным является недостаток контактов, было доказано тщательными исследованиями Шпица (Spitz 1957). Но даже если недостаток контактов не столь велик, как у детей, описанных Шпицем, он все равно не остается без последствий. Такими же неблагоприятными являются слишком многочисленные или слишком сильные раздражители, а также раздражители, характеризующиеся отвержением или враждебностью. Уже в этой ранней фазе последствия для ребенка оказываются самыми тяжелыми, если дружелюбное отношение и враждебность — точнее сказать, изнеживание и строгость — постоянно сменяют друг друга.

Каким бы разным в конкретном случае и в зависимости от особых условий психогенеза ни было окончательное переживание, общим здесь прежде всего является то, что отмирает любопытство. Мир становится «блеклым». Еще более категорично Дюрссен (Dbhrssen 1954) говорит о том, что восприятие «требовательного характера» мира (Левин) становится подпороговым. Внешний мир хотя и воспринимается, но он не предвосхищается. Столь необходимые «ответные» оттенки эмоциональных проявлений не развиваются. Это не может остаться без тяжелых последствий для всех сфер побуждений, поскольку ребенок вступает в каждую новую фазу развития, уже имея «интенциональный пробел». Независимо от возможных последующих специфических торможений восприятия и «ответные» эмоциональные проявления оказываются подавленным или даже отсутствующим элементом, в том числе и во всех последующих сферах потребностей.

Разумеется, интенциональные пробелы самим человеком не ощущаются. И в даль- -нейшем шизоид не замечает какого-либо недостатка. Что собой представляет интенсивное эмоциональное переживание, он может узнать только в результате аналитической терапии. Зачастую вместо эмоционального переживания шизоиды испытывают смутные, исполненные тревогой ощущения, относящиеся ко всему внешнему миру, но прежде всего к людям. Пациенты говорят о «стеклянной стене», существующей между ними и миром Шизоид не выглядит действительно отчаявшимся человеком, поскольку у него вообще не могут появляться надежды, связанные с другими людьми. Он стоит в стороне от жизни, не будучи способным к контактам. Очевидным критерием этого является, например, полное или частичное отсутствие зрительного контакта во время беседы. Как правило, шизоид проявляет беспричинную недоверчивость и всегда кажется крайне неуверенным в себе, поскольку у него нет какой-либо настоящей эмоциональной ориентировки. Все для него может выглядеть так или совершенно иначе. Поэтому его поведение является крайне неустойчивым, особенно в ситуациях, вызывающих беспокойство. Иногда он может прямо-таки молниеносно пойти на сближение, например в форме бестактных, на-рушаюгцих дистанцию вопросов; в качестве установки прорывается чрезмерное любопытство. После этого он снова резко и неожиданно замыкается в себе. Раздвоенность по отношению к людям усугубляется. Шизоид необычайно амбивалентен. Это характеризует его даже там, где в качестве сверхкомпенсации ему удается прекрасно выучить правила поведения в обществе или рационализировать и интеллек-туализировать все проблемы. Многие дипломаты и ученые относятся к этому типу людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Последователи Фрейда
...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...