В этот период развития фантазии играют важную роль и у здорового ребенка. До четвертого года жизни они пока еще не могут быть четко отделены от реальных событий, и точно так же маленький ребенок пока не может четко разграничивать свои желания и поступки. Еще Фрейд говорил о всемогуществе мыслей в рамках магического образа мира. Тем большее значение в переживании ребенка приобретают затем эти фантазии, когда при одновременном торможении ad-gredi они наполняются все более агрессивным содержанием. Если интенсивность чувств вины оказывается недостаточной, чтобы подавить эти фантазии, возникающее в результате чувство магической власти иногда может сохраняться до взрослого возраста.

В дальнейшем при определенных обстоятельствах фантазии, имеющие агрессивное содержание, проявляются в форме навязчивых мыслей. Таким образом, симпто-мообразующим становится элемент агонистической стороны импульса. Но точно так же причиной появления симптомов могут стать и «осколки» антагонистической стороны. К ней относятся, например, навязчивая склонность к порядку и навязчивое стремление удостовериться в сделанном. В качестве типичной формы защиты при неврозах навязчивых состояний Фрейд также описывал «аннулирование» (см. статью П. Куттера в т. I).

Мы должны рассмотреть еще одну сторону навязчиво-невротической структуры. Уже отмечалось, насколько фрустрирующей в этой важной фазе развития ребенка может оказаться мать, одержимая слишком ранним приучением своего ребенка к опрятности. В таких случаях развивающаяся в дальнейшем навязчиво-невротическая структура характеризуется более выраженными непосредственными анальными чертами. Это может проявляться в форме симптоматики кишечника, но еще сильнее может сказаться на характере. Еще до Шульца-Хенке в аналитической литературе было подробно описано отношение лиц с навязчиво-невротической структурой ко всякого рода «загрязнениям», а потому нам здесь нет надобности останавливаться на этом вопросе подробно.

Приученные к опрятности дети вместе с тем вынуждены быть уступчивыми и отказываться от своих произвольных поступков. Поэтому дети, у которых в дальнейшем развивается навязчиво-невротическая структура, внешне кажутся более щедрыми и готовыми отдавать, чем это соответствует их характеру. Поскольку они являются ретентивно заторможенными, то есть не могут ничего сохранять, они — как бы парадоксально это ни звучало — становятся «экспансивно дающими». Их переполняет готовность дарить, которая буквально делает их счастливыми; это может стать жизненной идеологией. «Ретентивно заторможенный человек не может сказать "нет" никогда, нигде и никому» (Schultz-Hencke 1951,61).

Лишь при поверхностном рассмотрении ретентивно заторможенный человек своей радостью, получаемой от дарения, похож на депрессивного. Если последний отказывается от приобретения имущества и тем самым «оставляет больше» другим, то ретентивно заторможенный человек отдает активно. Также совершенно по-разному выглядят соответствующие установки и гигантские ожидания. Здесь у человека с навязчиво-невротической структурой все же прорывается ретентивность.

Мы можем ограничиться этим, поскольку — как уже отмечалось — навязчиво-невротическая структура была подробно! исследована психоаналитиками еще до Шульца-Хенке. Так, например, он, как и многие другие, считал описание анального характера, данное Фрейдом и Абрахамом, вполне верным (Abraham 1924,1925).

Аккуратность, бережливость и своенравие, или — в патологической форме — педантичность, жадность и упрямство, в рамках модели побуждений можно классифицировать следующим образом: педантичность является «осколком» противодействия тенденциям к произвольному поведению, жадность — сверхкомпенсацией неадекватной тенденции отдавать, а упрямство — ретентивной установкой. Само собой разумеется, что и навязчиво-невротическую структуру Шульц-Хенке также отказывался объяснять с позиций теории либидо. Он не считал, что это «изменение характера соответствует регрессии сексуальной жизни на догенитальную, садистско-анально-эроти-ческую ступень». Различие между этими двумя теоретическими концепциями продемонстрировал Швиддер в своей статье для руководства по психотерапии (Schwidder 1959): « .[согласно Фрейду] армия скорее всего отойдет на те места, где до наступления у нее были наиболее сильные позиции. (Регрессия к анально-садистским фиксациями.) В соответствии с неопсихоаналитическими представлениями, если использовать этот образ, можно сказать: наступление проводится настолько активно и упорно, что остаются лишь небольшие части армии, которые могут использоваться для выполнения других задач. (Торможение и конфликтность автохтонных, моторно-агрессив-ных и анально-ретентивных потребностей.)»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...