В этот период развития фантазии играют важную роль и у здорового ребенка. До четвертого года жизни они пока еще не могут быть четко отделены от реальных событий, и точно так же маленький ребенок пока не может четко разграничивать свои желания и поступки. Еще Фрейд говорил о всемогуществе мыслей в рамках магического образа мира. Тем большее значение в переживании ребенка приобретают затем эти фантазии, когда при одновременном торможении ad-gredi они наполняются все более агрессивным содержанием. Если интенсивность чувств вины оказывается недостаточной, чтобы подавить эти фантазии, возникающее в результате чувство магической власти иногда может сохраняться до взрослого возраста.

В дальнейшем при определенных обстоятельствах фантазии, имеющие агрессивное содержание, проявляются в форме навязчивых мыслей. Таким образом, симпто-мообразующим становится элемент агонистической стороны импульса. Но точно так же причиной появления симптомов могут стать и «осколки» антагонистической стороны. К ней относятся, например, навязчивая склонность к порядку и навязчивое стремление удостовериться в сделанном. В качестве типичной формы защиты при неврозах навязчивых состояний Фрейд также описывал «аннулирование» (см. статью П. Куттера в т. I).

Мы должны рассмотреть еще одну сторону навязчиво-невротической структуры. Уже отмечалось, насколько фрустрирующей в этой важной фазе развития ребенка может оказаться мать, одержимая слишком ранним приучением своего ребенка к опрятности. В таких случаях развивающаяся в дальнейшем навязчиво-невротическая структура характеризуется более выраженными непосредственными анальными чертами. Это может проявляться в форме симптоматики кишечника, но еще сильнее может сказаться на характере. Еще до Шульца-Хенке в аналитической литературе было подробно описано отношение лиц с навязчиво-невротической структурой ко всякого рода «загрязнениям», а потому нам здесь нет надобности останавливаться на этом вопросе подробно.

Приученные к опрятности дети вместе с тем вынуждены быть уступчивыми и отказываться от своих произвольных поступков. Поэтому дети, у которых в дальнейшем развивается навязчиво-невротическая структура, внешне кажутся более щедрыми и готовыми отдавать, чем это соответствует их характеру. Поскольку они являются ретентивно заторможенными, то есть не могут ничего сохранять, они — как бы парадоксально это ни звучало — становятся «экспансивно дающими». Их переполняет готовность дарить, которая буквально делает их счастливыми; это может стать жизненной идеологией. «Ретентивно заторможенный человек не может сказать "нет" никогда, нигде и никому» (Schultz-Hencke 1951,61).

Лишь при поверхностном рассмотрении ретентивно заторможенный человек своей радостью, получаемой от дарения, похож на депрессивного. Если последний отказывается от приобретения имущества и тем самым «оставляет больше» другим, то ретентивно заторможенный человек отдает активно. Также совершенно по-разному выглядят соответствующие установки и гигантские ожидания. Здесь у человека с навязчиво-невротической структурой все же прорывается ретентивность.

Мы можем ограничиться этим, поскольку — как уже отмечалось — навязчиво-невротическая структура была подробно! исследована психоаналитиками еще до Шульца-Хенке. Так, например, он, как и многие другие, считал описание анального характера, данное Фрейдом и Абрахамом, вполне верным (Abraham 1924,1925).

Аккуратность, бережливость и своенравие, или — в патологической форме — педантичность, жадность и упрямство, в рамках модели побуждений можно классифицировать следующим образом: педантичность является «осколком» противодействия тенденциям к произвольному поведению, жадность — сверхкомпенсацией неадекватной тенденции отдавать, а упрямство — ретентивной установкой. Само собой разумеется, что и навязчиво-невротическую структуру Шульц-Хенке также отказывался объяснять с позиций теории либидо. Он не считал, что это «изменение характера соответствует регрессии сексуальной жизни на догенитальную, садистско-анально-эроти-ческую ступень». Различие между этими двумя теоретическими концепциями продемонстрировал Швиддер в своей статье для руководства по психотерапии (Schwidder 1959): « .[согласно Фрейду] армия скорее всего отойдет на те места, где до наступления у нее были наиболее сильные позиции. (Регрессия к анально-садистским фиксациями.) В соответствии с неопсихоаналитическими представлениями, если использовать этот образ, можно сказать: наступление проводится настолько активно и упорно, что остаются лишь небольшие части армии, которые могут использоваться для выполнения других задач. (Торможение и конфликтность автохтонных, моторно-агрессив-ных и анально-ретентивных потребностей.)»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...