Заметим попутно, что в неопсихоаналитической литературе «неврозами навязчивых состояний» называются лишь картины болезни с явно выраженной соответствующей симптоматикой. Если такие симптомы отсутствуют, то говорится исключительно о навязчиво-невротической структуре.

Истерическая структура

Истерическая структура является следствием заторможенных потребностей на четвертом и пятом году жизни — другими словами, следствием заторможенного переживания уретральных и сексуальных побуждений.

В этот период жизни ребенка происходит так называемая «проверка реальности», о которой говорил еще Фрейд. При нормальном, незаторможенном развитии магический образ мира теперь уступает место реальному образу мира. Ребенок исследует, каким мир является на самом деле. Это проявляется также в речи, которая все больше становится правильной. Используются слова, которые, как это называет Шульц-Хенке, «достаточно различают», а сходство уже не смешивается с идентичностью. Пробуждается интерес к сексуальности, начинают осознаваться половые различия, что ведет к явному соперничеству; но особое значение все это приобретает прежде всего в том смысле, что теперь ребенок получает возможность совершенно осознанно справляться с конфликтами трехсторонних отношений между матерью, отцом и ребенком (эдиповой ситуацией). Нежные импульсы и импульсы к самоотдаче находят свои первые цели в людях противоположного пола. Вопрос о сексуальности — «откуда» и «как», — который задают дети, исследуется самым активным образом. Зрелая уже моторика служит планомерному поведению.

Однако этих шагов в здоровом развитии не возникает, если ребенок в данный период жизни сталкивается со строгостью, то есть оказывается фрустрированным в своих настоятельных потребностях. Моторные компоненты импульсов являются зрелыми, а потому подавить их, как на предыдущих стадиях, уже невозможно. Ребенку, как отмечает Шульц-Хенке, не остается ничего другого, как реагировать отказом от кратко описанных здесь шагов в созревании. В первую очередь здесь подавляются компоненты воображения, относящиеся к жизни влечений. Они не сохраняют своей необходимой, реальной полноты. Остаются лишь раннедетские или инфантильные представления. Таким образом, истерик (см. также статью А. Грина в т. I) не имеет, надежной почвы, он «нематериален», постоянно неуверен в себе, особенно в своей собственной половой роли. Именно собственная нематериальность и побуждает его к тому, чтобы перенимать роли других людей, идентифицироваться с ними, играть чужие роли. Он не признает никаких обязательств взрослой жизни, нецеленаправленно активен и живет в основном миром своих желаний. Речь его также не может стать точной. Поэтому истерика часто можно распознать уже в ходе простой беседы. «Язык . используется произвольно. Над ним глумятся. Шутовство и клоунада господствуют в переживании, выражении и поведении» (Schultz-Hencke 1951,110).

Как и во всех остальных структурах, индивидуальная картина проявлений истерии носит отпечаток совершенно определенных условий торможения в раннем детстве. Здесь имеется большинство вариантов тормозящих влияний, однако на четвертом и пятом году жизни радиус действий ребенка значительно расширяется. Например, следствием влияний среды, которая слишком рано ограничивает исследовательскую потребность ребенка («Оставь это, для этого ты слишком мал, тебе этого еще не понять, ты не можешь .»), является иная картина истерии, чем в том случае, когда наказываются исключительно сексуальное любопытство, сексуальные игры. Далее, на девочку совершенно иначе, чем на маленького мальчика, будет влиять то, кто из родителей будет оказывать фрустрирующее или изнеживающее воздействие — отец, мать или отец и мать вместе. Если на потребности в нежности маленькой девочки отвечает изнеживающий отец, то это будет воздействовать как строгость, поскольку девочка, когда станет молодой женщиной, никогда уже не окажется в подобного рода условиях. У нее развивается соответствующая установка, которую она не рефлексирует. Вследствие такой установки будущая истеричная женщина станет искать в каждом мужчине своего любящего отца, окажется разочарованной и будет встречать в штыки всех мужчин за исключением собственного отца, которому она буквально поклоняется. Проявляя необычайную активность, она будет соперничать с мужчинами в работе, а при определенных обстоятельствах профессионально идентифицироваться с отцом. Здесь мы имеем перед собой образ «фаллической», если использовать терминологию Фрейда, женщины — женщины, либидинозно фиксированной на отце.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...