В последние десятилетия о проблеме души и тела высказывались многие психотерапевты. Вопрос заключается в том, чтобы создать рабочие гипотезы относительно характера взаимосвязи между психопатологическими фактами и патологическими функциями органов, которые могли бы создать приемлемую основу для понимания нами этой проблемы и вместе с тем для разработки терапевтического подхода. Всем хорошо известна пионерская работа в этой области, которую провели, в частности, Александер (Alexander 1951) и Данбар (Dunbar 1957).

Отношения между душой и телом описывались различными исследователями и философами с помощью таких понятий, как психофизический параллелизм, взаимодействие, симультанное событие, биономное единство, если назвать лишь некоторые. Сегодня ученые в целом склоняются к тому, чтобы рассматривать проблему души и тела как мнимую, поскольку мы должны прийти к соглашению, что существует двойной аспект одного явления. Однако обращает на себя внимание то, что в публикациях в области психосоматической медицины продолжают сохраняться многочисленные неясности. Не являются редкостью такие высказывания, как: психосоматический симптом затрагивает телесные процессы, являющиеся относительно близкими Я, даже у авторов, которые теоретически ратуют за «единство».

Чтобы избежать такой путаницы понятий, Шульц-Хенке считает необходимым детально изложить собственную концепцию, касающуюся данной проблемы. Чистые в методологическом отношении рабочие гипотезы, по его мнению, в области психопатологии возможны только при достаточно пластичном представлении о «взаимосвязи души и тела».

Он описывает отношения души и тела как корреляцию одновременных событий — «материально-телесных» и «психических», — которую можно сделать наглядной с помощью «точной фантазии» (Гёте).

При корреляции одновременных событий речь не идет, например, о том, чтобы объяснить, чем является «психика сама по себе». Подобный вопрос не ставится; как, например, в физике, нет смысла спрашивать, чем является «свет сам по себе» — корпускулой или волной. Речь скорее идет о том, чтобы описывать наблюдаемое.

Прежде всего у человека можно наблюдать постоянный, непрерывный поток телесно-материальных процессов различной, но, как правило, очень большой сложности. Одновременно с осуществлением определенных функциональных процессов тела можно зарегистрировать «нечто», что мы называем осознанным психическим переживанием. Этому переживанию, согласно Шульцу-Хенке, присуща так называемая функциональная зависимость: если изменяются телесно-материальные (или, возможно, только микрохимические) процессы, то одновременно изменяется и психическое переживание; или, выражаясь иначе, когда у нас возникает психическое переживание, одновременно происходят и телесные изменения.

Однако сегодня мы еще не настолько продвинулись в своих научных исследованиях, чтобы хоть приблизительно понять соматические изменения, происходящие во время психического переживания (а это самое простое!), не говоря уже о том, чтобы правильно их описать. Мы по-прежнему лучше понимаем друг друга, когда просто говорим: я ощущаю «тепло», а не пытаемся перечислить соответствующие телесные процессы. В принципе когда-то это станет возможным. И наоборот, бывают случаи, когда для более быстрого понимания на передний план следует выдвигать то, что обращает на себя внимание в физическом отношении (например, покраснение, сердцебиение и т. д.), вместо того чтобы описывать гораздо более сложные психические корреляты.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...