Последней главой, посвященной телесным симптомам, мы завершаем описание теоретической модели Шульца-Хенке. Она может служить основой, позволяющей психологически вывести все последующие идеи. В заключение следует лишь указать еще на несколько важных областей в теоретическом построении Шульц-Хенке, прежде всего на его соображения по поводу первичной консультации — сбора анамнестических сведений. В 1945—1946 годах Шульц-Хенке разработал в Берлинском центральном институте психогенных заболеваний схему целенаправленного расширенного глубинно-психологического анамнеза (Schultz-Hencke 1951, 181). Это стало причиной раздававшейся в его адрес резкой критики. Утверждалось, что сведения, полученные в результате опроса пациента, «втискиваются» здесь в некую схему.

Смысл и цель такого анамнеза заключается в том, чтобы поставить диагноз, касающийся структуры невроза, дать прогноз и определить форму терапевтического вмешательства. Для этого должна быть выяснена психологическая взаимосвязь между имеющейся симптоматикой, пусковой жизненно важной ситуацией и индивидуальным развитием в раннем детстве.

Насколько важна для прогностической оценки пусковая ситуация, нами уже неоднократно подчеркивалось. Столь же необходимой в общей картине любого невроза является оценка вторичных и третичных последствий. Чем более тесной является сеть установок, гигантских ожиданий, инертности, патологических идеологий и замещающих удовлетворений, тем менее благоприятным будет прогноз. Шульц-Хенке часто сравнивал вторичные последствия заторможенности с воздушными корнями тропического дерева. Если устранить его главный корень (заторможенность), то оно может продолжать стоять благодаря одним только воздушным корням.

Более подробные обзоры, в которых рассматриваются показания и прогноз, можно найти у Хайгля (Heigl 1972) и Вигманна (Wiegmann 1955).

То, что в случае расширенного анамнеза речь не идет о некой схеме опроса, вытекает из слов самого Шульца-Хенке; он пишет, что здесь существует полная свобода действий — можно делать все, что представляется необходимым, буквально все может быть здесь верным. Во время этой первой встречи индивидуальность исследователя противостоит индивидуальности пациента, и здесь сразу же и автоматически образуется своего рода социологическая группа. Шульц-Хенке говорил даже о том, что, несмотря на всю целенаправленность отстаиваемого им метода, его можно называть чуть ли не «искусственным».

Затем, после составления анамнеза, перед началом терапии происходит последнее предварительное собеседование. Шульц-Хенке исходит из того, что пациент не только болен, но и имеет здоровые компоненты. Таким образом, предварительное собеседование является совершенно определенным обращением к пациенту как субъекту. С пациентом подробно обсуждаются все те вопросы, которые бы задал в аналогичной ситуации здоровый человек: как долго будет продолжаться лечение, как оно будет происходить и т. д. Затем с пациентом должен быть заключен «пакт» — то есть рабочий союз — относительно формы совместной работы. И только по прошествии по меньшей мере 24 часов, отведенных на размышление, должен быть начат психоанализ.

В своем учебнике аналитической психотерапии Шульц-Хенке очень подробно останавливается на всех «технических вопросах»: как начинать терапию и как ее заканчивать, на дозировке интерпретаций, на возникающих затруднениях и на работе со сновидениями.

Работе со сновидениями Шульц-Хенке посвятил следующий свой учебник. В нем он описывает самые разные варианты толкования сновидений, на которых мы не можем здесь подробно останавливаться. Сновидение также рассматривается как «осколок» побуждения. Взаимодействие агонических импульсов и противостоящих им импульсов, продиктованных чувствами страха и вины, представляет собой, по его мнению, тот же самый дифференцированный структурный паттерн, который можно обнаружить у данного пациента и в реальной жизни.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...