Важно то, что в ходе терапии Шульц-Хенке просит пациента высказывать все свои мысли, которые касаются фрагментов сновидения и имеют отношение к реальной жизни. Затем ассоциированный материал выводится из актуальной жизненной ситуации, а также из развития в раннем детском возрасте, представлений о будущем и переноса. Во всех этих сферах терапевт должен проработать с пациентом его заторможенности. Благодаря этому не возникает вопроса, какой анализ является «правильным»: тот, что направлен только на устранение раннедетской амнезии, или, например, тот, где во главу угла ставится исключительно перенос.

Шульц-Хенке особо останавливается на фрейдовском понятии «перенос». Нередко этот термин употребляется так, словно он обозначает факты, относящиеся только к тому, что происходит между аналитиком и пациентом. Однако человек в силу приобретенной им структуры всегда и везде реагирует в соответствии с тем, какие побуждения являются у него заторможенными. Даже человек без выраженной невротической симптоматики всегда будет подходить к партнеру с приобретенными в процессе жизни с родителями чуть ли не рефлекторными эмоциональными реакциями, то есть совершать перенос. Особый аспект переноса в ходе анализа проявляется благодаря возможности непосредственной интерпретации и коррекции.

Шульц-Хенке никогда не упускал возможности указать на то, что только опыт и практика обеспечивают изобилие микропсихологических представлений, необходимое для оказания действительной помощи. Помощь же заключается главным образом в устранении детских страхов, заторможенности, возникающей под их влиянием, и ее последствий; это одновременно означает также устранение симптоматики.

Наконец, необходимо упомянуть еще об одной области работы Шульца-Хенке, а именно об исследовании психозов. Еще когда он был молодым ассистентом, многие переживания больных шизофренией казались ему понятными в психологическом отношении. Но только в 1952 году, незадолго до его смерти, была издана его книга, посвященная проблеме шизофрении.

Шульц-Хенке считает психоз — при врожденной гиперчувствительности, гипермоторике и гиперсексуальности — крайним вариантом невроза. Невротические феномены достигают здесь такой степени выраженности, что в результате приобретают другое качество, подобно тому, как вода при постоянном нагревании в точке кипения по своему качеству превращается в пар. Потерю объекта и деперсонализацию Шульц-Хенке считает проявлениями пробелов, значительно расширившихся и углубившихся вследствие крайней заторможенности переживания интенциональных побуждений в самой ранней фазе развития. Психотические феномены, иллюзорные искажения реальности и галлюцинации он объясняет как «осколки» первоначально полностью переживавшегося побуждения, имеющего архаично-инфантильный характер.

Само собой разумеется, как и у всех исследователей, теория Шульца-Хенке в том виде, как она здесь была изложена, формировалась постепенно. Отход от метапсихо-логии Фрейда и его теории либидо произошел не сразу. Если в 1927 году Шульц-Хенке еще говорил о «первичных детских желаниях», то в 1931 году это выражение он уже не использовал, а стал теперь разрабатывать собственную модель побуждений.

Он всегда был ориентирован на человека как zoon politicon, как социально-экономическое, антиномическое существо. К этой категории он относит и аналитика, когда в своим учебнике пишет: «Также и он — аналитик — предстает для сво

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...