В смутное время Второй мировой войны центр психоанализа переместился в Соединенные Штаты Америки. Хорни и Фромм, как и многие другие известные аналитики, нашли в Америке новую родину, а европейский психоанализ под гнетом гитлеровского террора потерял своих самых одаренных практиков и теоретиков. Этим высказыванием я отнюдь не хочу принизить готовность к самопожертвованию небольшой группы аналитиков, не перестававших работать даже в роковые годы третьего рейха. Но как бы там ни было, центр психоаналитической деятельности переместился в Новый Свет. Здесь психоанализ впервые за все время своего существования стал приобретать черты потенциального массового движения, причем не всегда с выгодой для себя, ибо психоанализ вызывал у населения самые разные реакции — от явно выраженного недружелюбия до экзальтированной идеализации. Но в любом случае благодаря «американизации Зигмунда Фрейда», как выразился социальный психолог Селли, психоанализ получил мощные импульсы.

Начало цепи событий положил переезд в 1932 году Карен Хорни из Берлина в Чикаго по приглашению Франца Александера, возглавлявшего в то время Чикагский институт психоанализа. Год спустя в США приехал Фромм, которого пригласили преподавать в этом же институте. В 1934 году Хорни и Фромм переехали в Нью-Йорк, где Хорни стала проводить учебный анализ со студентами психоаналитического института и работать в качестве котерапевта. Кроме того, вместе с Фроммом она преподавала в Новой школе социальных исследований, в так называемом «университете в изгнании», где многие известные европейские ученые получили трибуну для выражения своих идей. Лекции, прочитанные в Новой школе, легли в основу книги, опубликованной Хорни под названием «Невротическая личность нашего времени» (1937). У сотрудников института, ориентированного на классический психоанализ Фрейда, появление этой книги вызвало ярость и негодование. По свидетельству Клары Томпсон, которая в то время также работала в Нью-Йоркском институте, после этого получить институтский диплом студентам Хорни становилось все более сложно. Следующим шагом явилось увольнение Хорни с должности обучающего аналитика. Аналогичные сложности возникли и у студентов Нью-Йоркского института психоанализа, обучавшихся у Абрахама Кардинера, и то же самое можно сказать про учеников Клары Томпсон. Весной 1941 года в знак протеста против увольнения Хорни пять сотрудников и несколько ее студентов покинули Нью-Йоркский институт. Это решение было принято после факультетской встречи, на которой большинство присутствовавших при голосовании воздержались. По поводу событий, предшествовавших этому важному шагу, который привел к расколу психоанализа и образованию многочисленных групп, было немало дискуссий. Вначале Кардинер, Радо, Салливен, Давид Леви и другие аналитики проявили интерес к созданию прогрессивной национальной психоаналитической организации, однако этот проект реализовался только в 1956 году, когда была основана Американская академия психоанализа. А до того времени с 1941 года существовала Ассоциация развития психоанализа, к членам-учредителям которого принадлежали пять «бунтовщиков» из Нью-Йоркского института: Карен Хорни, Клара Томпсон, Бернард Роббинс, Хармон Эфрон и Сара Келман. Первое время насчитывалось четырнадцать студентов, прежде работавших с Томпсон, Хорни и Кардинером. Но уже вскоре факультет расширился — добавились Уильям Сильвеберг и Эрих Фромм. Салливен, Кардинер, Радо и Леви по разным причинам отказались вступать в новую многообещающую организацию. Карен Хорни стала первым деканом Ассоциации развития психоанализа и вместе с Томпсон и Фроммом проводила учебный анализ в этом новом объединении. Но уже вскоре между ними возникли напряженные отношения; Клара Томпсон вспоминает, что с течением времени ей и Фромму поручали все меньше студентов, а Фромм в конце концов вообще утратил свой статус обучающего аналитика. После этого Томпсон и Фромм в знак протеста вышли из ассоциации. В 1943 году они вместе с Салливеном основали Вашингтонскую школу психиатрии, к которой первое время (до 1946 года, когда он стал самостоятельным) относился также Институт Уильяма Алансона Уайта.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...