Карен Хорни родилась 16 сентября 1885 года в Гамбурге и умерла 4 декабря 1952 года в Нью-Йорке. Ее отцом был норвежский капитан, принявший впоследствии немецкое гражданство. От первого брака у него осталось четверо взрослых детей. Это был строгих правил, богобоязненный, скупой на слова человек, усердно изучавший Библию. В силу своей профессии он редко бывал дома. Мать Карен Хорни, голландка по происхождению, была на 17 лет младше своего мужа и отличалась свободомыслием; именно ее влияние на дочь оказалось доминирующим. Из-за профессии отца семье часто приходилось переезжать с места на место. У Карен Хорни был также старший брат, ушедший из жизни в 41-летнем возрасте.

Прежде чем закончить медицинский факультет Берлинского университета, она училась также в других институтах Германии. Несколько лет Карен Хорни проработала в психиатрической клинике и год обучалась неврологии. Еще в студенческие годы у нее пробудился интерес к психоанализу, и в дальнейшем она прошла анализ у Карла Абрахама, а затем у Ганса Захса. Хорни была одним из первых членов Берлинского психоаналитического объединения, а в 1920 году, когда Макс Эйтингон основал Берлинский психоаналитический институт, вошла в число первых его сотрудников. Этот институт развернул активную деятельность. Вместе с Хорни здесь работал целый ряд известных аналитиков. Особенно заметное влияние на психоаналитическую концепцию Хорни оказали Харальд Шульц-Хенке и Вильгельм Райх (см. соответствующие статьи Э. Цандер и В. Цандера, а также В. Бюнтига в этом томе). Благодаря своим работам об интенциональности и актуальных конфликтных ситуациях Шульц-Хенке стал одним из пионеров современной психологии Я. Он и Райх, развивавший идеи о невротическом складе характера, сыграли значительную роль в формировании холистических воззрений Хорни.

Теории Хорни оказали огромное влияние на господствовавшие представления об источниках невротических конфликтов и возможностях их устранения. Многие ее формулировки являлись отражением социальных и культурных течений 30—40-х годов в Соединенных Штатах Америки, царившего в стране либерально-демократического духа. Она выступала против принципиального пессимизма Фрейда и постоянно подчеркивала присущий человеку потенциал развития и роста. Мишенью ее критики являлся также биологический детерминизм теорий Фрейда, поскольку она усматривала в нем недооценку социальных факторов развития неврозов. У Хорни появились многочисленные верные сторонники среди социальных работников, психологов и психиатров; но среди ее читателей были также и обычные люди. Ее книги, написанные простым языком, приобрели необычайную популярность, поскольку были понятны даже неспециалистам и, возможно, также потому, что воспринимались как альтернатива фаталистическому взгляду Фрейда на человека и его терапевтическому скептицизму.

После великой экономической депрессии 1929 года духовная атмосфера 30—40-х годов была полна новой жизни, а Франклин Аелано Рузвельт, президент, подобных которому история Америки никогда не знала, придал этой эпохе особый колорит. Студенческие активисты и социалистически мыслящие политики мечтали о новом прекрасном мире, о новой ценности человека и огромных возможностях, которые предоставляет всем людям идеализированная ими демократия. В это время вызревала философия естественного, благородного человека, находящегося в конфликте с враждебными силами внешнего мира. И Карен Хорни предстала благодаря этой духовной атмосфере своего времени в качестве проводника авангарда, но вместе с тем и как отражение великой американской мечты. В своей прекрасной концепции «идеализированной Самости» она говорит о стремлении к славе как социальном монстре, затмевающем истинную Самость. Идеализированная Самость во многом соответствует образу, который скорее отражает общие социальные амбиции, чем естественный процесс индивидуации. Эта система ценностей, навязанная общественным устройством, отчуждает индивида от его внутренних целей.

На мой взгляд, Карен Хорни обладала особым чутьем в сфере культурных течений в обществе, которое позволяло ей понимать широко распространенные феномены и встраивать их в собственную теоретическую систему. Она приехала в США в 47-летнем возрасте и провела в этой стране последние двадцать лет своей жизни. Если учесть, что с американской культурой она соприкоснулась сравнительно поздно, то становится просто-таки удивительным, насколько сильно она на нее повлияла.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...