Прежде чем перейти в решительную оппозицию, Хорни более пятнадцати лет исповедовала классический психоанализ. После переезда в США она около семи лет занималась разработкой собственной теории, значительно отличавшейся от взглядов Фрейда. Она устранила наиболее существенные, на ее взгляд, заблуждения в теориях Фрейда, выступив с критикой их биологического детерминизма, механистического взгляда на человека и маскулинно ориентированной концепции женской психики. Она стремилась до конца использовать все возможности психоанализа как науки о человеке и отважилась выйти за пределы модели человека, ограничивавшейся инстинктами и генетической предрасположенностью.

В 1937 году выходит книга «Невротическая личность нашего времени», означавшая переход к резкой оппозиции по отношению к теориям Фрейда. В этой первой своей крупной теоретической публикации Хорни отстаивала тезис, что причины невротического поведения прежде всего обусловлены культурными и социальными факторами. В «Новых путях в психоанализе» (1939) она еще больше отдалилась от Фрейда, отвергнув его тезис о том, что возникновение неврозов зависит от инстинктивных и генетических компонентов, и выступив с критикой разработанных Фрейдом теорий либидо, концепций тревоги и нарциссизма. Кроме того, она изложила здесь свою, отличную от Фрейда, точку зрения по таким важным вопросам, как сопротивление, перенос и цели терапии. В 1942 году Хорни опубликовала «Самоанализ» как платформу для изложения собственных теоретических представлений. Эта книга явилась первым руководством по самоанализу, которое должно было помогать людям в соответствии с определенными рекомендациями самим справляться с собственными невротическими проблемами. Она нашла большой отклик, поскольку ясным и понятным образом демонстрировала возможности самовоспитания. Двумя своими последними книгами «Наши внутренние конфликты» (1945) и «Невроз и развитие личности» (1950) Карен Хорни уже настолько отошла от основных концепций Фрейда, что говорить о какой-либо общности их теорий было уже невозможно. Хорни сама понимала, что ее взгляды представляют собой не развитие классических концепций, а в своей основе являются совершенно иными.

Главная тема ее трудов — отрицание идеи Фрейда о неизбежности судьбы человека, обусловленной его анатомией и физиологией. Она была твердо убеждена, что человек, покуда он жив, способен меняться и что воспитание для развития индивида гораздо важнее, чем его природные задатки. Признавая определенное значение конституциональных и наследственных компонентов, она все же, по существу, отстаивала идею доминирования приобретенного поведения над врожденным.

В «Недомогании культуры» (1930) Фрейд пессимистически утверждал, что внутреннее ядро человека всегда остается неукрощенной, потенциально деструктивной силой, покрытой лишь тонким слоем цивилизации. Чуть ли не с религиозным пылом Хорни выступает против этой фаталистической позиции, будучи непоколебимо убеждена в том, что все люди имеют в себе конструктивное ядро, которое стремится к самореализации. Без сомнения, теоретические построения Карен Хорни основаны на глубокой вере. Она убеждена, что присущий человеку потенциал, несмотря на всякого рода подавление со стороны семьи, общества и культуры, стремится к освобождению. Здесь вспоминаются слова Гёте из второй части «Фауста»: «Пламенем ясным, светом прозренья, падшим несчастным дай исцеленье . Пламя священное! Кто им охвачен, к жизни блаженной добра предназначен» [Перевод Б. Пастернака].

Это напоминает понятие интенциональности экзистенциалистов или формулировку Гартманна бесконфликтной сферы Я. Шульц-Хенке говорит в этой связи об активных, в отличие от реактивных, компонентах личности, которые уже с самого раннего детства ищут возможности выражения. Это воззрение полностью соответствует данным психологии Я, согласно которым врожденные, индивидуальные компоненты личности противодействуют инстинктивным элементам, стремящимся к удовлетворению.

Для Хорни невроз — это особая форма самоотречения и отчуждения. Она твердо верила в существование мифического здорового ядра личности, способного противостоять враждебному, эксплуатирующему и манипулирующему внешнему миру.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...