В этом пункте она еще соглашалась с первоначальным мнением Фрейда, что структура человеческой психики подобна нагромождению разных слоев. Сам Фрейд позднее отказался от этой топографической точки зрения в пользу более динамичной модели. Согласно Хорни, в любом случае человеческий потенциал (как в мифе о золоте Рейна или сказке о Спящей Красавице) в своей основе остается сохранным и ждет своего пробуждения и освобождения.

В своих работах Хорни говорит о глубокой беспомощности новорожденного, который вступает в жизнь совершенно неподготовленным. Эта экзистенциальная ущербность выражается в чувстве одиночества и изолированности, а также в крайней потребности в любви и привязанности. От поведения окружающих в раннем детстве зависит, как будет развиваться ребенок: станет ли он здоровым человеком или превратится в невротика. В атмосфере тепла, любви, помощи и поощрения, а также здоровых конфликтов ребенок успешно развивается, тогда как в холодном, подавляющем или равнодушном окружении базальные тревоги ребенка еще больше усиливаются, в результате чего он в конечном счете становится пленником своих собственных мощных защитных механизмов. По мнению Карен Хорни, развитие ребенка чуть ли не полностью определяется тем, насколько невротичны его родители, но при этом она упускает из виду комплексность эмоциональных потоков внутри семейного окружения. Смена симпатии и антипатии среди членов семьи, «спор темпераментов» ребенка и его окружения и бесчисленное множество других факторов не учитываются. Мне кажется, что представления Карен Хорни о раннем детстве являются слишком односторонними. В конце раздела я остановлюсь на этом вопросе более подробно.

В соответствии с концепцией Хорни невроз представляет собой реактивный процесс. Либо он возникает уже в раннем детстве под давлением враждебного окружения, что приводит к формированию поведения, нацеленного на самоуничтожение, причем у человека развивается крайне выраженная потребность в безопасности, склонность к враждебному поведению и к компенсаторному самовозвеличению; либо он появляется, когда из-за иррационального социального давления возникает чрезмерное напряжение или стресс. Хорни отвергает идею биологического детерминизма и отстаивает онтологическую позицию «здесь и сейчас». По ее мнению, все важные для человека силы находятся в его нынешнем бытии, то есть в личных и социальных условиях в данное время. Соответственно, невротические тенденции индивида не являются результатом врожденных физиологических и биологических условий, а представляют собой последствие важных интерперсональных событий. В этом отношении Хорни прежде всего интересовал вопрос, как эти тенденции реализуются в ситуации «здесь и сейчас», какие функции они выполняют и каким образом поддерживаются.

Интересно, что в своих теоретических работах она крайне редко обращается к фазам развития. Ее концепции представляют собой скорее смелые эскизы, в которых основное внимание уделяется общим вопросам, а не частностям. По сути, для Хорни существуют лишь два пути развития, из которых один ведет к здоровью, а другой — к неврозу. В одном случае родители способствуют самореализации ребенка, в другом случае базальная тревога становится экзистенциальным фактором, сопровождающимся чувствами беспомощности, изоляции и враждебности. Эта базальная тревога воспринимается как крайне болезненная и в конце концов приобретает таинственное, субъективное качество. Из-за этого данный человек вынужден вооружиться рядом стратегических защитных установок, которые затем становятся составной частью того, что Хорни называет «порочным кругом». Невротические защитные механизмы служат прежде всего избеганию какой бы то ни было непосредственной конфронтации с базальной тревогой. То есть они представляют собой своего рода автоматический аварийный тормоз, делающий невротический паттерн поведения еще более выраженным. В своей книге «Невротическая личность нашего времени» Хорни дает следующее схематическое описание порочного круга: «Тревожность; чрезмерная потребность в любви, включая требование исключительной и безоговорочной любви; ощущение отверженности, если это требование не выполняется; крайне враждебная реакция на отвержение; потребность вытеснить враждебность вследствие страха потери любви; напряженное состояние неясного гнева; возрастание тревожности; возрастание потребности в успокоении» (Homey 1937а, нем. изд., 88).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...