Попытка добиться сближения между психиатрией и социальными науками является лейтмотивом интерперсональной теории Салливена. И здесь своей концепцией духа, души, общества и Самости особое влияние на него оказал Джордж Герберт Мид. В этом ряду можно назвать также социологов Кули и Болдуина, а также Рут Бенедикт и Эдварда Сапира — двух антропологов культурологического направления, с которыми Салливен находился в дружеских отношениях.

Совершенно особую задачу Гарри Стек Салливен видел для себя в том, чтобы по-Бставить психиатрическое исследование на как можно более широкую междисциплинарную основу. Так, например, он стал соучредителем Вашингтонского института психиатрии, декларированная цель которого заключалась в установлении связей между разными частными областями, тем или иным образом занимавшимися исследованием человека. Одно время в состав Вашингтонского института входил также Институт Уильяма Алансона Уайта в Нью-Йорке, пока в 1946 году он не стал независимым учебным заведением. Салливен являлся также соиздателем, а затем и главным издателем журнала «Psychiatry — Journal for the Operational Statement of Interpersonal Relations». Кроме того, он был активным членом Всемирной федерации психического здоровья. Он активно занимался также проблемой снижения напряженности в мире, и в январе 1949 года, когда его постигла смерть, находился в Париже на конференции ЮНЕСКО, посвященной как раз этой теме.

Согласно Салливену, теория интерперсональных отношений покоится на трех столпах. Ими являются аксиома поля — концепция из области физики (Максвелл, фарадей) и социальной психологии (Курт Левин), — принцип операционизма (Bridgman, 1927), а также рассмотрение феноменов интерперсональных отношений под углом зрения теории развития.

Салливен определяет психиатрию как науку о межчеловеческих отношениях. При этом основное внимание уделяется изучению изменений человеческой личности. Только в общении с другими людьми личность может сформироваться и проявить себя характерным для нее образом. Поэтому, согласно Салливену, единственным приемлемым методом психиатрии является включенное наблюдение с четко обозначенной целью разрешения жизненных проблем.

Система понятий теории интерперсональных отношений

Я считаю правомерным отнесение интерперсональной теории к области психологии Я уже в силу того, что в ней полностью признаются адаптивные способности человеческого организма. В ней также делается акцент на интенциональном поведении развивающегося ребенка в отношении его интерперсонального окружения. При благоприятных условиях и при поддержке окружения в надлежащий момент происходит созревание. Вопрос о надлежащем моменте имеет решающее значение для ценности приобретаемого опыта. Кроме того, в интерперсональной теории мы обнаруживаем некоторые черты сходства со структурными концепциями, не имеющие, однако, параллелей с топографическими воззрениями.

Представления Салливена о личности, динамизме и прежде всего о системе Самости имеют определенные соответствия с принципами общей теории систем (von Bertalanffy 1966). Его наблюдения, согласно которым люди предоставляют информацию, чтобы в свою очередь также получить информацию, указывают на то, что он занимался эффектом обратной связи. Наконец, следует также отметить, что Салливен был одним из первых психиатров, которые больше интересовались характером передачи информации, чем интрапсихическими конфликтами.

Если подвести краткое резюме, то можно сказать, что интерперсональная теория основывается на теории развития, ориентируется на теорию поля и использует принципы операционизма. Человеческая личность и специфическая идентичность рассматриваются преимущественно как поведенческие проявления, имеющие гибкие границы. Личные качества проявляются лишь в интерперсональном взаимодействии.

Артефакт неизменности Самости

В теории интерперсональных отношений проводится различие между двумя разными понятиями Самости. В одном случае речь идет о процессе, направленном на элементарную цель человеческого стремления, тогда как во втором случае Самость трактуется как замкнутое единство. Неизменную Самость можно рассматривать как конструкт. Это означает, что никому не дано понять свой частный внутренний мир, свои врожденные таланты, уникальность своих отпечатков пальцев или другие более или менее постоянные аспекты идентичности. Акцент должен делаться только на доступных наблюдению, внешне детерминированных феноменах Самости, при этом Самость рассматривается скорее как основа опыта, нежели как ядро человеческого бытия. Самость понимается как содержание сознания в рамках социализации, энкультурации и формативной направленности на определенные цели. И, наконец, Самость можно также определить как часть личности, которая в момент тревоги воспринимается в качестве центральной. Данная здесь дефиниция Самости обнаруживает определенное сродство с современной теорией информации, поскольку Самость в той или иной мере приравнивается к информации, которой непосредственно располагает индивид. В свою очередь из этого вытекает, что в информационный процесс включены саморегуляция и самоконтроль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...