Согласно интерперсональной теории, каждый человек обладает по отношению к другим людям определенным набором индивидуальных способов реагирования, непосредственно связанных с важными событиями, происшедшими в ходе собственного развития. Важным фактором терапии является расширение поля наблюдения и коммуникации. Оно достигается благодаря тому, что пациент самыми разными гранями своей личности соприкасается как с реальной личностью психиатра, так и с искаженным представлением о ней. Само по себе лечение представляет собой продолжающийся интерперсональный процесс, в который активно включен терапевт. При этом метод наблюдения и ожидание реального терапевтического результата изменяют эмоциональную основу актуального поведения и воздействуют на ближайшее будущее. Клинические данные, получаемые в ходе терапевтического процесса, классифицируются и оцениваются на основе определенных гипотез. Они анализируются — как это будет более подробно показано в дальнейшем — в аспекте психиатрической экологии, концепции тревоги, принципа однородности и принципа нежности.

Экологический принцип

Рассмотрим вначале психиатрический подход Салливена как исследование интерперсональных отношений с экологических позиций. Сам он сформулировал эти свои представления в книге «Иллюзия индивидуальной личности» (1950). Экология занимается биологическими аспектами отношений между организмами и внешней средой, прежде всего процессами взаимного проникновения. Кроме того, в ней рассматривается зависимость человека от его социальных институтов с учетом того, что индивид тесно связан со всем своим окружением. Салливен приводит здесь в качестве примера обмен кислорода и двуокиси углерода в процессе дыхания. Он отмечает, что человеческий организм обладает лишь весьма ограниченной способностью к усвоению кислорода, и поэтому жизнь человека зависит от почти непрерывного обмена кислорода и двуокиси углерода в теле или в атмосфере. Салливен распространяет экологический принцип на область психиатрии и постулирует обязательность более или менее постоянного интерперсонального контакта в соответствующей человеку внешней среде. Он утверждает, что специфические особенности человека настолько лабильны, что для своего потенциального развития и дальнейшего выживания он нуждается в связи с внешним миром. Изоляция от основного потока человеческой жизни равносильна психическому нарушению. Эта концепция имеет непосредственное отношение к феномену сенсорной депривации, которую можно также рассматривать в аспекте энтропии, причем организм, чтобы сохранить относительно стабильное состояние, должен принимать негативную энтропию. Потребность в контактах с другими людьми должна рассматриваться как элементарная биологическая потребность, которая становится эмоционально ощутимой в состоянии одиночества.

Разумеется, включение психиатрии в систему экологии поднимает целый ряд теоретических и практических вопросов. Так, например, проблема неизменного ядра, то есть индивидуальной Самости, становится относительно маловажной, если рассматривать целое с позиции системы текущих взаимодействий. Вопрос о том, что находится внутри, а что снаружи, что является интра-, а что экстрапсихическим, в данном аспекте становится прежде всего вопросом о моменте времени, и на него нельзя ответить однозначно. В результате в ином виде предстает и проблема интериоризации.

Здесь можно было бы ввести понятие связующего звена, служащего кодированию и декодированию, символообразованию и аналогичным процессам в гипотетической пограничной области между внутренним и внешним миром. Во всяком случае представляется важной концепция, согласно которой внутренние и внешние феномены являются тесно взаимосвязанными, а границы между ними — неопределенными и изменчивыми. Очень часто разграничение ядерных и полевых феноменов зависит главным образом от позиции наблюдателя и от временного фактора. Один и тот же процесс можно наблюдать в разное время и констатировать, что активность на ядерном уровне обращает на себя больше внимания, чем аспекты трансакции. Поэтому я считаю разделение на интрапсихические и интерперсональные феномены мнимой проблемой. (Макс Планк однажды проиллюстрировал мнимую проблему следующим образом: он встал перед аудиторией и со своей позиции объяснил расположение слева и справа. Затем он заметил, что с позиции слушателя дело обстоит, разумеется, совершенно наоборот. Мнимая проблема заключалась бы в попытке выяснить, какая сторона является «настоящей» левой или правой.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Последователи Фрейда
...