Биографические сведения

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне. Многие его родственники по линии отца были раввинами и поэтому он с самого раннего детства имел возможность познакомиться с учениями Талмуда.

В основе представлений Фромма о сущности человека лежат учения Ветхого Завета, радикальный гуманизм Карла Маркса, а также окрашенные в пессимистические тона психоаналитические открытия Зигмунда Фрейда. Академическими дисциплинами, на которых базируется его теория, являются психология, социология и философия. В возрасте 22 лет Фромм защитил диплом по философии в университете города Гейдельберг. Затем он обучался в Мюнхенском университете, а после этого переехал в Берлин, где стал сотрудником тамошнего психоаналитического института. В 1931 году Фромм прошел в этом институте учебный анализ у Ганса Захса. Вскоре после этого вместе с Фридой Фромм-Райхманн он основал Психоаналитический институт во Франкфурте-на-Майне.

В 1933 году по приглашению Франца Александера Фромм переехал в Соединенные Штаты Америки для работы в Чикагском психоаналитическом институте. Примерно через год он перебрался в Нью-Йорк, где стал преподавать и проводить анализ. Фромм принадлежал к небольшой группе психоаналитиков, которые основали в Нью-Йорке Институт имени Уильяма Алансона Уайта, руководителем которого была Клара Томпсон. Затем он переехал в Бенингтон, где занимался преподаванием и практикой, но продолжал поддерживать контакты с этим институтом. В 1949 году Фромм принял приглашение работать профессором психиатрии в Университете Мехико. Там он создал отделение психоанализа при медицинском факультете, а затем основал в Мехико Мексиканский институт психоанализа.

Наиболее важные теории

Фромм был убежден, что человек становится жертвой неврозов и психических нарушений, если перестает позитивно относиться к жизни. По поводу будущего человечества с течением времени он проявлял возрастающий пессимизм. Человечество, по его мнению, должно сделать выбор между биофилией, любовью к жизни, и некрофилией, любовью к смерти или к разрушению. Это разделение, однако, нельзя путать с постулируемым Фрейдом дуализмом танатоса и эроса. Фромм видит в био-филии и некрофилии экзистенциальные феномены, на которые наслаиваются социальные факторы. Методы производства, превращение в рыночный товар человеческих ценностей и отсутствие общепризнанных добродетелей способствуют тенденции заниматься исключительно неодушевленными объектами и открывают путь к деструктивности. В общем и целом Фромм, несмотря на свое более оптимистическое представление о природе человека, пришел к таким же мрачным выводам о будущем человечества, как и Фрейд.

В роли писателя и преподавателя Фромм был крайне одаренным и творческим человеком. В общей сложности им было опубликовано более двадцати книг и множество научных статей. Его первая книга «Бегство от свободы» (1941), написанная под впечатлением прихода к власти фашистов, уже сегодня стала классическим произведением. Фромм предостерегает в ней от соблазнительной псевдобезопасности тоталитарного государства. Возрастающая свобода все больше обособляет человека от его естественных корней, разрывает связь с природой. Свобода предполагает высокую степень самоопределения и умение принимать решения, привнося с собой угрозу одиночества. Согласно Фромму, у человека остаются, по сути, две возможности. Он может стать творческим и продуктивным, жить в гармонии и любви с другими людьми, делиться с ними плодами своего труда, развивать самоуважение и относиться к своим собственным потребностям как к правомерным. Другая возможность заключается в том, чтобы склониться перед авторитетом, отождествиться с обществом и стать механическим, дегуманизированным инструментом, служащим производству. В первом случае он выступает в качестве индивидуально действующего человека, уважающего самого себя и самого себя реализующего, способствующего возникновению более прогрессивного общества. Во втором случае он становится рабом из-за отказа от своей индивидуальной свободы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...