Согласно теориям Фромма, структура характера определяется не биологическими потребностями человека, а условиями, в которых проходит его жизнь. Хотя и для Фромма биологические данности остаются основой развития личности, однако в своих концепциях он пытается соотнести биологические факторы с социально-экономическими условиями человеческой жизни.

В социальном характере существования человека Фромм видит препятствия для индивидуации. По его мнению, социальные условия обладают определенной степенью автономии. Он пытается согласовать психоаналитические концепции и принципы Карла Маркса и при этом выйти за рамки теорий Фрейда и Маркса. На Фромма значительно повлияла Марксова концепция производства, которую трудно увязать с идеей Фрейда о снижении напряжения. Кроме того, Фромм рассматривает бессознательное как кладовую всех потенциальных возможностей человечества, в которой заключена вся природа человека.

Фромм обладает чувством глубокого сострадания к людям Он все больше перенимает роль мудреца, который критическим взором глядит на мир в целом и на психоанализ в частности; и нет никаких сомнений в том, что все, что он видит, ему не нравится и не внушает оптимизма. Он видит, насколько люди склонны почитать богов и попадать — в ущерб индивидуальным человеческим ценностям — во все большую зависимость от материальной стороны жизни. Наша эксцессивная индустриализация с ее соблазнительным обещанием «хорошей жизни» ослабляет характер человека, делает его жизнь заурядной и превращает ее в дешевый товар. Согласно Фромму, агрессия — это защитная мера человека, которая должна служить его выживанию и не быть направленной против других людей. И наоборот, деструктивность является приобретенной чертой, не присущей человеку от рождения.

Интересно, что представления Фромма об агрессии и деструктивности имеют определенные аналогии с определением Салливена тревоги и страха. Салливен утверждает, что страх является реакцией на внешнюю опасность, и в качестве преобладающего паттерна реагирования перед лицом опасности он, в частности, указывает на канонический закон. И наоборот, он считает тревогу феноменом, относящимся исключительно к сфере человеческих отношений. В схеме Салливена любая тревога деструктивна, она является результатом нарушенных интерперсональных переживаний. Для меня не существует сомнений в том, что Фромм и Салливен, основываясь на совершенно разных теоретических представлениях, пришли к одинаковым выводам относительно природы агрессии и деструктивности.

Лейтмотив Фромма выражается в его внутреннем убеждении, что ни Бога, ни человека невозможно объективировать. Для него Бог — это метафора, а не человеческий идол наподобие власти, денег, национализма или других конкретных вещей. Индиви-дуация человека представляет собой «открытый» феномен, который никогда не бывает завершенным. В основе человеческого существования лежит поляризация, проистекающая из исторического самоформирования человека. Альтернативами являются утверждение всего живого и поклонение мертвым объектам В сфере утверждения жизни в качестве наиболее важных целей речь идет о любви, справедливости, свободе, креативности, независимости и правде, тогда как негативная установка ведет к упадку, эксплуатации, деструктивности и бездуховности. Человек является не столько жертвой обстоятельств, сколько потенциальным рабом, поклоняющимся богам. Он склонен идти путем наименьшего сопротивления и повернуться спиной к свободе, духовному мужеству и героическому пониманию жизни. Серьезную опасность Фромм видит в приспособлении к «психически больному обществу». По его мнению, современное общество потеряло свою душу и превратилось в управляемый компьютером автомат. Сегодня человек не волен делать выбор между марксизмом и капитализмом, между радикализмом и консерватизмом. Во всех современных обществах он прикован к автоматам, которые держат его в плену в качестве орудия потребления и субъекта, дегуманизированных методов производства. Его антропологическая ситуация определяет его судьбу. Принятие стадной идентичности разрушает способность думать и любить. Симбиоз и «психический инцест» составляют сущ?юсть авторитарной личности. Возможный ответ на авторитарную кабалу Фромм видит в образе настоящего революционера. То есть вырваться из цепких объятий «психически больного общества» способен лишь тот, кто обладает известной степенью героизма, кто любит жизнь, но за нее не цепляется, кто является страстным поборником правды и кто не жаждет удовлетворить свое тщеславие или стремление к личной власти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...