В действительности если наше понимание нынешнего состояния психологии приближается к правильному, то проблема человека - это, в конечном счете, исследование конфликтов и парадоксов.

Т. Питерс, Р. Уотерман

То, что конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни, сегодня уже признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, они давно обратили на себя внимание психологов. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологической школах и включали в себя большой арсенал методов распознавания, описания и исследования.

Описательно-объяснительная психология, в течение длительного времени выполнявшая в основном констатирующие функции, имеет в своем активе интересные, достаточно современные методики, использование которых открывает исследователю важные стороны изучаемого явления.

Вместе с тем отношение к конфликтам за последние годы существенно изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего педагогов и управленцев. Например, Австралия и США имеют сегодня несколько национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года - специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам. Теорию и практику конфликтов преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук.

Существенное изменение отношения к конфликту характерно и для нашей действительности.

В 1990 году в Красноярске прошла первая в нашей стране научно-практическая конференция, посвященная непосредственно проблематике конфликта, а с 1991 года начал издаваться Бюллетень клуба конфликтологов.

С этого времени традиционными стали международные ежегодные конференции по разрешению конфликтов, которые проводятся в Санкт-Петербурге. Не удивительно, что здесь же впервые в нашей стране началась подготовка специалистов на базе специально созданного конфликтологического отделения университета. В Калужском институте социологии с 1994 года издается научно-практический журнал "Социальный конфликт", а в 2000 году в Казани состоялся первый в России конгресс конфликтологов. Один за другим начали выходить учебные пособия по конфликтологии, содержащие уже не только критические обзоры западных теорий и практик, но и материалы исследований отечественных ученых, анализ практики разрешения конфликтов современной российской действительности (см., например, Н.В. Гришина, 1993, 2000; Б.И. Хасан, 1995, 2001; А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 1996, 1999; А.В. Дмитриев, 2000; А. К. Зайцев, 2000 и др.). В 1999 году в Центре конфликтологии Российской Академии наук под редакцией Е.И. Степанова выходит монография "Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования".

Теперь уже отечественная библиография по конфликтной тематике насчитывает не одну сотню изданий.

Однако, на наш взгляд, вслед за уже очевидно свершившейся сменой отношений, важно не только внести существенные изменения в интерпретации результатов, полученных с помощью уже существующих инструментальных средств и разработать новые методы. Следует пересмотреть всю идеологию психологической работы с конфликтом. От изучения конфликтов и действий по их разрешению можно сделать шаг к специальному искусственному проектированию и конструированию конфликтов для решения задач развития личности и группы.

Пытаясь внести свой посильный вклад в исследования и практику конфликтного конструирования, я хочу выразить признательность тем коллегам по профессиональному цеху и по совместным работам над разными социальными проектами, в которых нам посчастливилось сотрудничать и получать поддержку. Я благодарен прежде всего, тем с кем мы вместе начинали в 80-х, когда в нашей стране еще не принято было говорить о конфликтах: Наталии Гришиной, Леониду Гозману, Сергею Братченко, Гершону Бреславу, Екатерине Дубовской, Александру Донцову. Я искренне признателен тем,

Страницы: 1 2

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...