Глубину произведения можно имитировать темнотой стиля.

Станислав Ежи Лец

Учебный предмет "Конструктивная психология конфликта" может включать в себя следующие компоненты:

  • небольшие вводные лекции;
  • значительный объем литературы для самостоятельного чтения;
  • тренинг, направленный на отработку практических навыков анализа конфликта, поведения в конфликте и навыков ведения переговоров.

Мы предлагаем использовать в нем известные преимущества малых учебных групп:

  • динамические эффекты (групповая сплоченность, ценностно-ориентационное единство, идентификация с группой, групповое влияние);
  • пространственную организацию - общее контактное поле - круг, прямой контакт студентов (face-to-face contact);
  • работу в микрогруппах.

Это означает, что желательное количество студентов в группе - не более 12-18 человек. План и временная организация (регламент) занятий могут быть построены, исходя из этих соображений,

Один из возможных вариантов общей логики занятий предложен ниже (см. Предлагаемая последовательность изучения курса). Здесь процесс обучения показан как определенная последовательность совместных действий преподавателя и студентов:

  • представление и оформление интересов участников;
  • обнаружение возможных противоречий;
  • организация совместной деятельности по разрешению противоречий и использование ресурсов сторон для достижения желаемых результатов.

В этом варианте каждый шаг начинается с постановки общей задачи (совместного действия), которую необходимо решить. Совместное действие выстраивается так, что в результате его осуществления достигаются предварительно определенные результаты, которые фиксируются также совместно.

Предлагаемая последовательность изучения курса

  1. Ожидания участников (в том числе и преподавателя).
  2. Теоретическая лекционно-семинарская часть занятий: понятийный аппарат и схемы описания и анализа конфликтов.
  3. Анализ случаев: введение представлений о моделях разрешения конфликта.
  4. Семинарские занятия: особенности нового подхода к проблеме конфликта с использованием игровых процедур.
  5. Игровое имитационное занятие "Переговоры": обнаружение стереотипов конфронтации.
  6. Введение представлений о технологии переговорного процесса. Пробные переговоры.
  7. Введение представлений о подготовке к переговорам. Тренировка переговоров с подготовкой.
  8. Введение представлений об анализе переговоров. Тренировка анализа переговоров через затруднения.
  9. Введение представлений об организации переговоров. Тренировка организации переговоров.
  10. Введение представлений о посредничестве.
  11. Тренировка подготовки посредника и посреднических действий в переговорном процессе.
  12. Обсуждение результатов.

Представленная выше последовательность совместных действий преподавателя и студентов включает не только общую логику процесса обучения, но и определенные организационно-содержательные характеристики каждого шага. В табл. 1 показано, в чем именно состоит совместное действие: основное содержание действий преподавателя и действий студентов, а также результат каждого шага. Фиксация результатов каждого этапа является важной составляющей работы и относится к способам оценки и обратной связи о продвижении в работе.

Таблица 1 Методическая последовательность занятий

Название шага Совместное действие (цель) Действия преподавателя Действия студентов Результат шага
1. Ожидания Соотнесение ожиданий, знакомство Оформление ожиданий Оформление ожиданий Сформулированные ожидания и цели
2. Понятийный аппарат и схемы описания конфликта Лекции, семинары, освоение базовых единиц описания и понимания феномена и проблемы Предъявление теоретического материала, организация дискуссий по проблематике Изучение теоретических подходов, участие в дискуссиях, занятие позиций Овладение языком описания и анализа конфликтов
3. Анализ случаев: введение представлений о моделях разрешения конфликта Выделение структурных, сценарных и динамических характеристик конфликта Содержание вопросов и процедуры Интерпретация ситуации с точки зрения вопросов Оформление общей схемы анализа
4. Семинарские занятия: особенности нового подхода к проблеме конфликта с использованием игровых процедур. Возможны вводные игровые процедуры из ч. 3 курса Прояснение нормативных представлений о модели как о процессе Сообщение о моделях Прояснение представлений о моделях Представление о трех базовых и четырех дополнительных моделях
Обсуждение преимуществ и ограничений конструктивно-продуктивного подхода Предъявление специфических характеристик конструктивно-продуктивного подхода Оценки и позиционное самоопределение относительно нового подхода, соотнесение с традицией Расширение позиционного диапазона и представления о возможностях реализации конструктивных стратегий
5. Игра "Переговоры": обнаружение стереотипов конфронтации Обнаружение стереотипов конфронтации Организация игры и ее обсуждения Игра и рефлексия Оформление представлений о собственных стереотипах разрешения конфликта

Название шага Совместное действие (цель) Действия преподавателя Действия студентов Результат шага
6. Введение представлений о технологии переговорного процесса. Тренировка переговоров. Использование методического материала из ч. 3 курса Различение представлений о процессах конфронтации и сотрудничества. Представление переговоров как технологии сотрудничества Оформление признаков стереотипа конфронтации и противопоставление признакам сотрудничества. Введение представлении о технологии переговоров Прояснение представлений, составление базы признаков о процессах конфронтации и сотрудничества. Уяснение представлении о технологии переговоров Оформленные представления о технологии переговоров как процессе сотрудничества
Проба технологически организованных переговоров Организация пробы и ее обсуждение, мотивирование студентов на новый опыт Проба технологически организованных переговоров Опыт переговоров с установкой на сотрудничество
7. Введение представлений о подготовке к переговорам. Тренировка переговоров с подготовкой Освоение формуляров подготовки Организация сообщения и обсуждения Прояснение представлений о процессе подготовки Оформление представлений о подготовке к переговорам
Проба полного цикла переговорного процесса Организация пробы и ее обсуждение, мотивирование студентов на новый опыт Проба технологически организованных переговоров Опыт переговоров с установкой на сотрудничество, включая подготовку
8. Введение представлений об анализе переговоров. Тренировка анализа переговоров через затруднения Освоение схемы анализа через затруднения в переговорах Организация сообщения и обсуждения Прояснение схемы анализа через затруднение Опыт применения схемы анализа
Освоение схемы анализа через затруднения в переговорах Организация пробы и ее обсуждение, мотивирование студентов на новый опыт Проба схемы анализа Опыт применения схемы анализа
Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Последователи Фрейда
...