2. Предполагается, что способ организации занятий соответствует их содержанию, т.е. тренер (ведущий) обязательно сам выступает в следующих позициях:

  • как сторона в определенном продуктивно ориентированном конфликте;
  • как консультант - аналитик;
  • как организатор и ведущий переговоров с участниками практикума.

3. Другой аспект организации учебных занятий по данному предмету - это место в учебном плане и графике, которое он может занимать.

4. Следует отметить, что курс рассчитан на проведение в 8-м или 9-м семестре, т.е. предназначен для студентов, у которых появился опыт некоторой психологической или психолого-педагогической практики:

  • проведения диагностических мероприятий в рамках решения образовательных, хозяйственных, управленческих или иных задач;
  • организации тренинговых, коррекционных или консультационных работ.

Это может быть участие в социальных проектах и т.п. Чем более богат такого рода опыт студента, тем более эффективным будет курс.

9. При организации проведения занятий по данному предмету важно учитывать и то, какая подготовка необходима студентам для освоения программы курса.

В программе курса предполагается работа с описанием разных конфликтных ситуаций. Письменное оформление позволяет более жестко "схватывать" структурные и динамические характеристики конфликта и тем самым производить более очевидный учебный эффект. Интерпретация ситуаций в модельных представлениях о конфликте составляет значительную часть курса, она является значимой при поиске варианта решения конфликта, при выработке соглашения в переговорах. Поэтому здесь предполагается опора на навыки студентов в описании и интерпретации межличностных отношений и индивидуальных, внутренних переживаний. Для работы с конфликтами необходимо:

  • уметь видеть ситуацию в целом;
  • учитывать свое мнение и мнение другого участника (оппонента);
  • удерживать как собственные основания и интересы, так и основания и интересы партнера по переговорам.

Таким образом, студенты, проходящие курс, должны иметь способность встать не просто на точку зрения другого, но удерживать в своем видении конфликтной ситуации видение другого. Здесь особую важность имеют осведомленность о рефлексии как таковой, знакомство с рефлексивными техниками. Обыденный опыт не позволяет проявить такой способности и, как правило, закрепляет эгоцентрическую позицию в конфликте.

Поскольку объединяющим всех участников практикума опытом является образовательный, и более всего студенты осведомлены о трудностях учения, важным материалом для занятий может оказаться школьная и вузовская действительность. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что школа имеет множество характеристик, фактически отражающих общественное и государственное устройство.

При обсуждении конфликтных ситуаций в образовании важно понимать школу "изнутри", т.е. иметь опыт участия в жизни школы. С другой стороны - важно понимать школу как организацию со специфической культурой, т.е. иметь опыт рефлексии школьной жизни. В этом отношении нам кажется важным видение студентами "скрытых реальностей школьной жизни" [2], тех формальных и неформальных норм поведения и отношений членов школьного сообщества, отдельных групп и группировок, которые определяют процессы принятия решений, школьную коммуникацию, общую атмосферу. Это обстоятельство является важным, поскольку образует контекст и обеспечивает корректность поведения психолога с техническими навыками разрешения конфликтов и ведения переговоров.

Литература

  1. Ведение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Смысл, 1996.
  2. Фрумин И.Д. Тайны школы. - Красноярск, 1998.
Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...