2. Предполагается, что способ организации занятий соответствует их содержанию, т.е. тренер (ведущий) обязательно сам выступает в следующих позициях:

  • как сторона в определенном продуктивно ориентированном конфликте;
  • как консультант - аналитик;
  • как организатор и ведущий переговоров с участниками практикума.

3. Другой аспект организации учебных занятий по данному предмету - это место в учебном плане и графике, которое он может занимать.

4. Следует отметить, что курс рассчитан на проведение в 8-м или 9-м семестре, т.е. предназначен для студентов, у которых появился опыт некоторой психологической или психолого-педагогической практики:

  • проведения диагностических мероприятий в рамках решения образовательных, хозяйственных, управленческих или иных задач;
  • организации тренинговых, коррекционных или консультационных работ.

Это может быть участие в социальных проектах и т.п. Чем более богат такого рода опыт студента, тем более эффективным будет курс.

9. При организации проведения занятий по данному предмету важно учитывать и то, какая подготовка необходима студентам для освоения программы курса.

В программе курса предполагается работа с описанием разных конфликтных ситуаций. Письменное оформление позволяет более жестко "схватывать" структурные и динамические характеристики конфликта и тем самым производить более очевидный учебный эффект. Интерпретация ситуаций в модельных представлениях о конфликте составляет значительную часть курса, она является значимой при поиске варианта решения конфликта, при выработке соглашения в переговорах. Поэтому здесь предполагается опора на навыки студентов в описании и интерпретации межличностных отношений и индивидуальных, внутренних переживаний. Для работы с конфликтами необходимо:

  • уметь видеть ситуацию в целом;
  • учитывать свое мнение и мнение другого участника (оппонента);
  • удерживать как собственные основания и интересы, так и основания и интересы партнера по переговорам.

Таким образом, студенты, проходящие курс, должны иметь способность встать не просто на точку зрения другого, но удерживать в своем видении конфликтной ситуации видение другого. Здесь особую важность имеют осведомленность о рефлексии как таковой, знакомство с рефлексивными техниками. Обыденный опыт не позволяет проявить такой способности и, как правило, закрепляет эгоцентрическую позицию в конфликте.

Поскольку объединяющим всех участников практикума опытом является образовательный, и более всего студенты осведомлены о трудностях учения, важным материалом для занятий может оказаться школьная и вузовская действительность. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что школа имеет множество характеристик, фактически отражающих общественное и государственное устройство.

При обсуждении конфликтных ситуаций в образовании важно понимать школу "изнутри", т.е. иметь опыт участия в жизни школы. С другой стороны - важно понимать школу как организацию со специфической культурой, т.е. иметь опыт рефлексии школьной жизни. В этом отношении нам кажется важным видение студентами "скрытых реальностей школьной жизни" [2], тех формальных и неформальных норм поведения и отношений членов школьного сообщества, отдельных групп и группировок, которые определяют процессы принятия решений, школьную коммуникацию, общую атмосферу. Это обстоятельство является важным, поскольку образует контекст и обеспечивает корректность поведения психолога с техническими навыками разрешения конфликтов и ведения переговоров.

Литература

  1. Ведение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Смысл, 1996.
  2. Фрумин И.Д. Тайны школы. - Красноярск, 1998.
Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Последователи Фрейда
...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...