Определение конфликтной компетентностиКонструктивная психология конфликта / Представление о конфликте и его месте в системе человеческих отношений / Определение конфликтной компетентностиСтраница 1
Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился до нас извне.
Станислав Ежи Лец
В течение последних лет складывается опыт проведения курсов по конфликтной компетентности для педагогов и психологов школ и вузов, управленцев различных уровней, а также для подростков и молодежи. Основными задачами такой учебы являются:
- а) преодоление стереотипии негативного отношения к конфликту (преодоление страха перед конфликтом);
- б) формирование основных навыков анализа конфликтных ситуаций;
- в) формирование навыков организации и проведения переговоров для разрешения конфликтов;
- г) освоение участниками конструктивной позиции с соответствующими пробами себя как конфликтных конструкторов.
Одна из особенностей таких программ состоит в том, что здесь не столько предоставляют участникам некоторые методы работы с феноменами конфликтов, сколько помогают личностному и профессиональному развитию. В основе такого подхода к обучению лежит допущение о том, что в области разрешения конфликтов важно не только многое знать и понимать, но и очевидно уметь.
Главные трудности и особый интерес из всех вышеперечисленных категорий участников представляет работа именно со взрослыми, социально, а иногда и профессионально достаточно компетентными людьми. Здесь важно учитывать тот факт, что за каждым человеком стоит очень богатый личный опыт участия в различных конфликтах и соответствующих переживаний. Этот опыт сформировал определенное отношение-установку, которая в абсолютном большинстве случаев негативна.
Тот факт, что участники программ и слушатели курсов изъявляют желание пройти такого рода подготовку, вовсе не свидетельствует о действительной готовности к самоизменениям, и уж тем более к отказу от ряда устойчивых и, казалось бы, вполне очевидных стереотипов деятельности. Это в равной степени можно отнести и к разным возрастным группам: от подростков до вполне зрелых людей; а также и к сферам человеческой деятельности и межличностных и межгрупповых отношений. Более того, и в области самоотношения чаще всего обнаруживается очень стойкое нежелание искать подлинное согласие с самим собой, поскольку действительный поиск такого согласия - это весьма серьезная работа. Джон Кеннет Гэлбрайт остроумно заметил: "Столкнувшись с необходимостью сделать выбор между изменением своего мнения и возможностью доказать, что делать этого нет необходимости, почти все выберут последнее".
- Естественно, что в такой работе возникают вопросы.
- Насколько мощно укоренена традиция силового преодоления препятствий?
- Не фатален ли уже этот стереотип для людей и уж тем более для взрослого, профессионально сформировавшегося человека?
- Возможно ли, не нарушив общих профессионально важных установок, преодолеть один из самых древних стереотипов социального поведения?
Одна из основных задач данного пособия - обосновать новый подход к пониманию конфликта. Именно поэтому в этой части важно обратить внимание на такие факты.
1. Мы уже отмечали, что в последнее время конфликтная проблематика вошла в состав изучаемой во многих отраслях профессиональной подготовки, и более всего в управлении и педагогическом образовании, а курсы конфликтологии становятся такими же модными, как и психотерапевтические [ 1; 2; 3]. Однако большинство авторов, посвящающих свои работы этой проблеме, уделяют главное внимание исключительно межличностным отношениям, возникающим уже собственно в конфликте или непосредственно перед ним, но не затрагивают при этом центральных характеристик самих этих процессов.
2. Тенденция последнего времени проявляется в том, что уже почти не заметно авторов, которые бы продолжали прямо пугать людей конфликтами, как это было еще совсем недавно. Трудно сомневаться в том, что любой человек, который пытается позиционировать в области социальных изменений, способствовать процессам развития, всегда является как минимум непременным участником особого конфликтного процесса, а в удачных случаях - и конструктором, и организатором конфликтов.
Смотрите также
Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала
инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия,
относящиеся к раннему развитию челове ...
Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино,
что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую
природу, подчиняются одним и тем ...
Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать
эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham
1912, Freud 1917), получившую в ...