Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился до нас извне.

Станислав Ежи Лец

В течение последних лет складывается опыт проведения курсов по конфликтной компетентности для педагогов и психологов школ и вузов, управленцев различных уровней, а также для подростков и молодежи. Основными задачами такой учебы являются:

  • а) преодоление стереотипии негативного отношения к конфликту (преодоление страха перед конфликтом);
  • б) формирование основных навыков анализа конфликтных ситуаций;
  • в) формирование навыков организации и проведения переговоров для разрешения конфликтов;
  • г) освоение участниками конструктивной позиции с соответствующими пробами себя как конфликтных конструкторов.

Одна из особенностей таких программ состоит в том, что здесь не столько предоставляют участникам некоторые методы работы с феноменами конфликтов, сколько помогают личностному и профессиональному развитию. В основе такого подхода к обучению лежит допущение о том, что в области разрешения конфликтов важно не только многое знать и понимать, но и очевидно уметь.

Главные трудности и особый интерес из всех вышеперечисленных категорий участников представляет работа именно со взрослыми, социально, а иногда и профессионально достаточно компетентными людьми. Здесь важно учитывать тот факт, что за каждым человеком стоит очень богатый личный опыт участия в различных конфликтах и соответствующих переживаний. Этот опыт сформировал определенное отношение-установку, которая в абсолютном большинстве случаев негативна.

Тот факт, что участники программ и слушатели курсов изъявляют желание пройти такого рода подготовку, вовсе не свидетельствует о действительной готовности к самоизменениям, и уж тем более к отказу от ряда устойчивых и, казалось бы, вполне очевидных стереотипов деятельности. Это в равной степени можно отнести и к разным возрастным группам: от подростков до вполне зрелых людей; а также и к сферам человеческой деятельности и межличностных и межгрупповых отношений. Более того, и в области самоотношения чаще всего обнаруживается очень стойкое нежелание искать подлинное согласие с самим собой, поскольку действительный поиск такого согласия - это весьма серьезная работа. Джон Кеннет Гэлбрайт остроумно заметил: "Столкнувшись с необходимостью сделать выбор между изменением своего мнения и возможностью доказать, что делать этого нет необходимости, почти все выберут последнее".

  1. Естественно, что в такой работе возникают вопросы.
  2. Насколько мощно укоренена традиция силового преодоления препятствий?
  3. Не фатален ли уже этот стереотип для людей и уж тем более для взрослого, профессионально сформировавшегося человека?
  4. Возможно ли, не нарушив общих профессионально важных установок, преодолеть один из самых древних стереотипов социального поведения?

Одна из основных задач данного пособия - обосновать новый подход к пониманию конфликта. Именно поэтому в этой части важно обратить внимание на такие факты.

1. Мы уже отмечали, что в последнее время конфликтная проблематика вошла в состав изучаемой во многих отраслях профессиональной подготовки, и более всего в управлении и педагогическом образовании, а курсы конфликтологии становятся такими же модными, как и психотерапевтические [ 1; 2; 3]. Однако большинство авторов, посвящающих свои работы этой проблеме, уделяют главное внимание исключительно межличностным отношениям, возникающим уже собственно в конфликте или непосредственно перед ним, но не затрагивают при этом центральных характеристик самих этих процессов.

2. Тенденция последнего времени проявляется в том, что уже почти не заметно авторов, которые бы продолжали прямо пугать людей конфликтами, как это было еще совсем недавно. Трудно сомневаться в том, что любой человек, который пытается позиционировать в области социальных изменений, способствовать процессам развития, всегда является как минимум непременным участником особого конфликтного процесса, а в удачных случаях - и конструктором, и организатором конфликтов.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...